Тайна одного ножа. Часть 2

Перед нами лежит прекрасный образец дамасского клинка. Он сверкает сталью, однако его ручка еще требует доработки. Пока мы видим лишь незначительные изменения в ее облике. Прорисован контур основного рисунка, сделаны некоторые самшитовые вставки, а также проведена инкрустация отдельных элементов будущего украшения. И всего несколько шагов отделяют нас от момента, когда изделие будет полностью готово.

Ранее была опубликована первая часть мастер-класса по отделке рукоятки охотничьего ножа. Сегодня предлагаю продолжить начатое. Но прежде напомню, что работаем мы с ручкой из древесины кавказского ореха и сразу в трех направлениях. Это резьба по дереву, всечка серебром и инкрустация самшитовых элементов.

Зачищаем поверхность

По всей форме рукоятки срезаем лишний допуск. Делаем это предельно внимательно при помощи полукруглой стамески большого радиуса, не срезая и не зацепляя уже готовый фрагмент орнамента (фото №1).

Закончив грубую обработку, приступаем к зачистке поверхности (фото №2). Она должна стать идеально ровной, без каких-либо следов обработки.

Надфилем и наждаком продолжаем зачищать поверхность, не трогая фрагменты резьбы. После смачиваем водой (фото №3), когда она высохнет, вы увидите, как поднялся ворс. Зачистим его крупным наждаком и снова смочим.

Теперь пройдемся по поверхности мелким наждаком, чтобы при следующей пропитке олифой ворс не мог подняться. А после третьей водной обработки поверхность наконец-то должна стать матовой и ровной (фото №4).

Рисуем контуры всечки

Нанесем рисунок для серебряной всечки. Переводим его сразу на две стороны. Стамеской большого радиуса прокалываем канавки, постепенно переходя к меньшему радиусу инструмента. Проколы делаем тоже с двух сторон, чтобы будущие завитки получились одинаковыми, а главное — симметричными (фото №5).

Посмотрим на канавку снизу: как и должно быть, завитки для всечки располагаются на одном уровне. Можно укладывать серебряную проволоку (фото №6).

Укладываем серебряную нить

Заводим нить в канавку и закручиваем в спираль (фото №7). Обрезаем в конце завитка и забиваем молотком.

Прямой стамеской поправляем сопряжения завитков. Как можно плотнее к этому завитку вставляем кончик нового и заводим следующий (фото №8).

Проводим эти действия с обеих сторон и завершаем всечку. Поверхность зачищаем на этот раз вместе с серебром (фото №9). Она должна быть идеальной.

Приступаем к инкрустации

Наконец-то наша ручка подготовлена к инкрустированию фрагментов из самшита. Выпиливаем их лобзиком (фото №10). Сделав два одинаковых элемента, переходим к инкрустации (фото №11).

Помещаем элемент на ручку так, как прорисовано на рисунке, и обводим его контур (фото №12).

Делаем это только с одной стороны ручки, после чего маленькой стамеской выбираем посадочное место для самшитовой вставки (фото №13).

Чтобы не замять края углубления, выборку делаем от середины к краям. Подгоняем вставку и садим на клей так, чтобы она выступала. Оценим симметричность вставок с обеих сторон. Если все в порядке, обводим контур. Инкрустируем также вторую вставку (фото №14).

Обрабатываем самшит

После того как клей засохнет, начинаем обрабатывать инкрустированные детали (фото №15).

Придаем элементам форму поверхности ручки. Они должны быть выше поверхности где-то на 2 мм. Это сделает их объемными.

Рукоятка ножа все больше преображается. Общий орнамент подчеркивают переплетения серебряных нитей и объемных самшитовых вставок. На задней части раскинулись растительные элементы. Остается привести их в должный вид, чем и займемся далее.

Разделываем орнамент

Начнем с разделки растительного орнамента и инкрустированных самшитовых элементов, которые раскинулись в верхней и нижней частях ручки. Как делали раньше, уголком прорезаем углубление в центре нашего орнамента по задней части рукоятки ножа (фото №16).

После того как обозначены все одинаковые фрагменты орнамента, подрезаем их обратной стороной стамески соответствующего радиуса (фото №17).

Уделяем этому этапу особое внимание, так как он очень важен для дальнейшей разделки орнамента.

Стамеской для небольших элементов раскладки прорезаем все листики (фото №18). Делаем это, начиная с кончиков листа, плавно переходя к центральной части.

Начало листка разделывается всем радиусом стамески. Когда дело доходит до середины, инструмент плавно поворачиваем и таким образом регулируем ширину среза. Кончиком инструмента прорезаем узкие места. Эта технология используется для всех элементов, где бы они ни располагались (фото №19).

Прямой стамеской продолжаем формировать лист. Срезаем угловатости, придаем листу нужную геометрию (фото №20). По этому фрагменту стамеска должна двигаться точно в соответствии с геометрией листа и срезать только то, что необходимо. В этот момент вы контролируете сам срез (фото №21).

На верхней части ручки, где всечка, инкрустированная самшитом, переплетается с резьбой, тоже проходим уголком. Прорезаем центральные части фрагментов резьбы и их сопряжения (фото №22).

Подбирая нужный радиус стамески, также разделываем резные элементы. При этом одинаковые элементы разрезаем одним радиусом стамески, чтобы они выглядели одинаково по форме и разделке (фото №23-24).

Листочки, инкрустированные из самшита, должны быть подготовлены и разделаны подобно резьбе (фото №25).

Накладываем фаску

Завершив все работы по плоскорельефной резьбе, предстоит наложить фаску на всечку, которая в местах переплетения с резьбой имеет нечеткие края (фото №26). Хорошо заточенной прямой стамеской накладываем ровную фаску под небольшим углом. В закругленных местах применяем радиусные стамески.

Остаются два последних фрагмента из самшита (фото №27).

Прокалываем контур сразу с двух сторон (фото №28). Выбрав немного фона, подготавливаем самшит с помощью уголка. И только затем, меняя стамески, заканчиваем разделку инкрустированного самшита (фото №29).

Все готово. Теперь металлическими гвоздиками с мелкой насечкой на торце наносим своеобразный рисунок на фон, который скроет все неровности. Используем один узкий, а другой квадратный гвоздики (фото №30).

Пропитка

Когда и эта работа выполнена, можно приступить к пропитке получившегося изделия. Я предпочитаю старинную методику — пропитку натуральной олифой (фото №31).

Погружаем рукоятку на сутки в олифу. После мелким наждаком снимаем пленку, образовавшуюся после высыхания пропитки. Открываем поры древесины и снова смачиваем олифой (фото №32).

Повторяем все это до тех пор, пока олифа не перестанет впитываться. Последнюю зачистку проводим мелкой шкуркой, после чего поверхность полируется и приобретает гладкую поверхность, приятную на ощупь (фото №33).

Я постарался как можно подробнее рассказать и показать, как украшается оружие, поделился своими секретами мастерства. Надеюсь, что люди, кому доведется держать в своих руках такой клинок, оценят скромные старания мастера, который трудился над ним.

Валерий Простякин, г. Тула. Фото автора

Другие материалы на тему охоты, рыбалки и туризма читайте на нашем сайте ]]>«Охотник и рыболов»]]>

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (4 votes)