От модели — к планеру, с планера — на самолет!

Тысячи спортсменов во всех уголках нашей необъятной Родины с увлечением посвящают свой досуг конструированию и постройке авиационных моделей.

Немного истории

В январе 1910 года по инициативе профессора Московского Высшего технического училища Николая Егоровича Жуковского были проведены первые в России авиамодельные соревнования, среди участников которых был студент — будущий выдающийся авиаконструктор академик Андрей Николаевич Туполев. С занятий авиамодельным спортом начинали свой жизненный путь всемирно известные конструкторы А. С. Яковлев, С. П. Королев, О. К. Антонов.

Генеральный авиаконструктор легендарных «ЯКов» А. С. Яковлев так охарактеризовал значение авиамоделизма: «Все мы, начавшие свой путь с постройки летающих моделей, тепло вспоминаем увлечение этим воздушным спортом. Надо прямо сказать — увлечение это много дало нам. Да и сейчас, решая ту или иную задачу в большой авиации, мы иногда призываем на помощь — и с успехом — летающую модель. Учась строить модели, мы одновременно постигали основы аэродинамики, овладевали навыками конструирования, познавали сложный тогда для нас язык технического значения».

Во время Великой Отечественной войны воспитанники Осоавиахима, недавние строители летающих моделей, отважно защищали небо нашей Родины в жестоких сражениях против гитлеровских захватчиков. В славной команде бывших авиамоделистов — трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. Покрышкин, строивший свои модели в Перми, дважды Герой Советского Союза А. Молодчий, начавший путь в авиацию в авиамодельной организации Донбасса, дважды Герой Советского Союза С. Луганский, бывший авиамоделист Чкаловской области, дважды Герой Советского Союза В. Попков из Москвы и многие другие.

Взлеты и падения

За период своего существования авиамодельный спорт прошел ряд этапов своего развития и, конечно же, сегодняшние возможности крылатых моделей несравненно выше своих предшественников. С годами изменилась система судейства и фиксации результатов на соревнованиях различного уровня. Своего наивысшего расцвета авиамодельный спорт достиг в советский период. На развитие авиационного моделизма государство выделяло средства, укрепляло его материально-техническую базу, содействовало строительству специальных площадок для запуска авиамоделей, расширяло сеть авиамодельных лабораторий, создавало спортивные клубы.

Согласно статистике Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, спортсмены-авиамоделисты на чемпионатах Европы и Мира завоевали наград разного достоинства больше, чем все остальные сборные команды СССР вместе взятые.

С начала 60-х и до конца 80-х годов прошлого столетия наблюдалось повальное увлечение этим видом спорта. Затем последовал развал огромной страны и все технические виды спорта, как особенно затратные с материальной точки зрения, становятся никому не нужными. От полного уничтожения авиамодельный спорт спасают настоящие энтузиасты своего дела. Это не только спортсмены высшей квалификации, но и все те, кто с раннего детства влюблен в небо и технику.

Спортивные классы

Класс F-1. Свободнолетающие модели

Это модели, которые полностью лишены возможности управлять ими извне, т. е. они управляются самой природой. Это планеры.

Класс F-2. Кордовые модели

Кордовая модель летает по кругу и управляется посредством стальных нитей-корд. С их помощью, воздействуя на органы управления модели, пилот может заставить ее летать горизонтально или выполнять различные эволюции в пределах полусферы над землей. В свою очередь, класс F-2 делится на подклассы. Это скоростные, пилотажные, гоночные и модели воздушного боя.

Класс F-3. Модели, оснащенные двигателями внутреннего сгорания (ДВС)

Управляются радиосигналами с земли, подающимися через пульт управления пилотом, находящимся на земле. Класс F-3, также как F-2, делится на подклассы. Это пилотажные, гоночные и вертолеты.

Класс F-4. Модели-копии

Пожалуй, самый интересный и сложный. Это модели-копии, прообразом которых служат настоящие самолеты. Сложность этого класса заключается в том, что спортсмен при создании своей модели должен добиться максимальной копийности со своим прототипом.

Класс F-5. Модели самолетов, оснащенные электрическими двигателями

Прелесть этого класса состоит в том, что зачастую эти модели создаются из простого пенопласта, имеют минимальный вес, что крайне важно для обеспечения техники безопасности при их запусках. Таким образом, каждый желающий заниматься авиамодельным спортом имеет полную возможность найти себе занятия по душе в зависимости от своего характера, темперамента и личных качеств.

Сергей Урланов, судья Международной категории, председатель Всероссийской коллегии судей Федерации авиамодельного спорта России

modelizm
modelizm 1
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (1 vote)