Драгоценные металлы

Золото и серебро благодаря их красивому и блестящему виду, а также чрезвычайно пластичным свойствам, позволяющим обрабатывать эти вещества отливкой, проковкой, вытягиванием с помощью резца, служили с древнейших времен материалом для декоративного искусства.

Самая глубокая древность, древность, от которой перешли к нам сведения самые отрывочные, неполные, и в большинстве случаев спорные, завещали нам образчики изделий этого рода, и притом такие, при изучении которых не знаешь чему больше удивляться: совершенству ли технических приемов мастеров или же художественной их отделке и характерной чистоте стиля.

Наследие Египта

Какой бы род искусства мы ни изучали, можно почти с уверенностью найти первые его проявления в Египте. Кроме того, что Египет был колыбелью человеческих знаний и завещанной нам цивилизации, обычаи этой страны особенно благоприятствовали сохранению для потомства произведений прошедших веков. Пирамиды, служившие гробницами царям и знатным людям, при вскрытии их любознательными исследователями новейшего времени, передали нам драгоценные произведения прошедших веков в столь сохраненном виде, как будто они лишь накануне замурованы были в таинственную внутренность этих колоссальных монументов.

Пытливые раскопки этих древних памятников вывели снова на свет Божий, между прочим, и значительное количество изделий древнего золотых дел мастерства. Приложенный рисунок дает нам образчик его. Эта золотая безделушка принадлежала царице АаХотеп, жене египетского царя, последнего из XVI династии, что восходит к XVII столетию до Рождества Христова и найдена в числе множества других золотых и серебряных вещей. Сама барка сделана из золота и изящно заканчивается на концах характерными египетскими украшениями наподобие цветка лотоса. Фигурки на барке серебряные, чрезвычайно тонкой работы.

Все это стоит на деревянной подставке, снабженной двумя парами бронзовых колес. Вещица эта, поставленная в гробницу, без сомнения имела эмблематическое значение, и олицетворяло странствие души покойницы.

Любуясь художественной отделкой и тонкой работой этого изящного произведения, трудно предположить, чтобы оно принадлежало к числу первых попыток золотых дел мастерства. Еще за 2000 лет до нашей эры четвертая династия египетских царей воздвигала в Мемфисе такие колоссальные постройки, которые заставляют думать, что и другие искусства не могли и тогда уже не быть на значительной степени развития.

Европейские музеи, а также и каирский содержат довольно значительное количество золотых и серебряных вещей древней египетской работы. Особенно интересна небольшая группа, хранящаяся в Лувре и изображающая священную троицу древних египтян — Озириса, Изиса и Хоруса, что относит ее к X веку до Р. Х.

Проникновение в Европу

Египтянам же, кажется, мы обязаны и первыми образчиками, так называемой филигранной работы, представляющей украшение и узоры, составленные из плетешки, сделанной из золотых и серебряных нитей. Прием этой работы в последствие распространился по прибрежью Средиземного моря. Этруски особенно удачно восприняли этот способ выделки золота и серебра, и музеи обладают немалым числом образчиков такой работы.

И по настоящее даже время золотых дел мастера Неаполя, Рима, Флоренции, Генуи и Венеции, как бы по традиции, продолжают выделывать в этом роде вещи и сбывать их в значительном количестве.

Египетское искусство не осталось без влияния томившихся у них в неволе талантливых евреев. И, действительно, не успел избранный народ выступить из Нильской долины, чтобы идти в землю обетованную, как он уже сооружает себе все принадлежности своего, освободившегося из-под гнета, культа.

Книга Исход дает нам весьма подробное описание священного ковчега, хранившего тот краткий, но вместе с тем и полный кодекс божественного и человеческого права, который и поныне служит краеугольным камнем быта цивилизованного мира.

Как ковчег, так и все аксессуары, были сделаны из чистого золота. Сам ковчег представлял собой золотой ящик, украшенный фигурами двух коленопреклоненных ангелов, над ним висел золотой венец, ковчег стоял на золотой же подставке вроде стола.

Кроме этого был жертвенник, множество блюд, чаш, кадильниц, кубков и наконец, характерная принадлежность еврейского священнослужения — семиручный подсвечник. Известны даже имена мастеров, приготовивших все эти драгоценности — это были Весалил и Охолав.

Прошло много веков, однако покуда еврейское искусство не достигло апогея своего развития.

Храм соломона

Это время настало в царствование Соломона, т. е в X веке до Р. Х. Описание той безумной роскоши, какою окружил себя царь-поэт, могло бы казаться сказочным, если бы до нас не дошли столь достоверные источники, как книги Ветхого завета. А с другой — мы не имели бы других примеров из истории того времени о необыкновенном изобилии драгоценных металлов, особенно золота, у восточных правителей этой отдаленной эпохи.

Соломон ел, пил и спал на золоте, а «не на серебре», как бы для большей точности прибавляет текст писания. Трон его был из слоновой кости, с золотом же. Даже войско, вероятно, придворная его стража, носила золотом украшенное вооружение — она имела щиты, обитые золотыми полосами так, что на каждый щит приходилось около 1 ¼ фунта этого металла.

Но замечательнейшим памятником золотых дел мастерства того времени, конечно, должен считаться храм Соломона. Книга Паралипаменон дает нам подробное описание этого сооружения. Кроме массы золота, употребленного на чисто архитектурные сооружения в виде обивки стропил, колонн, дверей и т. п. Огромное его количество должно было пойти собственно на орудия и принадлежности богослужения, как-то: жертвенники, вазы, кубки, подсвечники, кадильницы и т. д. К сожалению, ни одна из этих драгоценных вещей не дошла до нас и мы должны довольствоваться лишь описанием современников.

Д. А. Сабанеев, 1879 год

solomon
judgement of solomon
Голосов еще нет