Урок тоновой пирографии

В мае прошлого года газета «Сам смастерил» рассказывала об искусстве новосибирской пирографии и уникальном приборе — электродуховой горелке, которая перевернула существующее ранее представление о технике выжигания по дереву. Тогда же мы познакомили вас, дорогие читатели, с ведущим пирографом Николаем Гладнеко. А сегодня по вашим просьбам он делится опытом создания простого рисунка при помощи «Огненной кисти». Работу могут выполнять подростки от 15 лет.

Это достаточно простой и надежный инструмент. Работать им можно в домашних условиях. Главное только — позаботиться о мерах безопасности при работе с огнем.

Принцип действия прибора основан на выжигании струей раскаленного газа. При этом в качестве такого газа может выступать как воздух, который подается при помощи компрессора, так и дыхание человека.

Конкретно мы используем второй способ. Легкие дуновения в трубочку меняют температуру струи воздуха, выходящего из электродуховой горелки. В результате горячие мазки на поверхности дерева образовывают линии, которые в итоге складываются в единый образ. Однако все по порядку.

Подбор материала

Для создания рисунка вот такого автомобиля (фото № 7) нам понадобился лист обыкновенной березовой фанеры толщиной чуть больше 5 мм. Он имел чистую лицевую сторону, без видимых дефектов, масляных загрязнений и т. п.

Прежде чем приступить к выжиганию наждачной бумагой мы придали деревянному полотну бархатистость, сняли глянец и желтизну.

Кстати, при выборе дерева было очень важно, чтобы текстура его годичных колец максимально совпадала с будущим рисунком. От этого во многом зависел результат. Ведь именно в том и заключается суть работы прикладника, что неповторимый подарок природы он максимально использует в художественных целях.

Еще один немаловажный момент: продольные полосы дерева мы разместили параллельно большинству линий автомобиля, в данном случае — горизонтально. При этом встречающиеся микросучки и дефекты поверхности, которые не могли быть использованы в сюжете рисунка, постарались расположить так, чтобы они были залиты чернотой. Для этого поступили наоборот: уже рисунок вписали в текстуру заготовки так, чтобы он не был испорчен какими бы то ни было «минусами».

Для успеха работы не менее важен и формат полотна. Он не должен был быть слишком маленьким или чересчур большим. В первом случае никак не развернешься с рабочим инструментом, а во втором — не удастся сделать равномерные и плавные переходы тона. К тому же для последующего созерцания картины приличных размеров необходим и соответствующий зал, чтобы ее можно было рассматривать с расстояния в несколько метров.

Оборудование рабочего стола

В первую очередь нужно подготовить инструмент. Мы достали закрепляющее устройство полотна заготовки (в его качестве прекрасно выступили обычные тиски), отсечку (тонкую металлическую пластинку типа мастихин) и основной прибор «Огненная кисть».

Для широкополосной работы над фоном нам также понадобились строительный фен горячего воздуха. Кстати, вместо него можно применять горелку на основе баллончика с пропаном.

Естественно, всю электрическую часть и инструмент проверили на исправность. Позаботились и о средствах защиты, помня, что рабочий стол, стул и фартук мастера обязательно должны быть выполнены из негорючих материалов. А для защиты лица от всякого рода излучений надели защитную маску из плекса.

В обязательном порядке на столе поставили огнетушитель и противоожоговое средство, чтобы они находились всегда под рукой.

Очень важно было проследить и за тем, чтобы при работе вокруг не было ни одного лишнего предмета, особенно емкостей с горючими материалами. Для подставки под горячий прибор «Огненная кисть» использовали гипсокартон.

Когда все было готово, наконец-то занялись творчеством. Работа выполнялась в несколько этапов.

Полезно знать
  • Законченную работу желательно покрыть защитным составом. Это могут быть всевозможные бесцветные прозрачные лаки, которых сегодня огромное количество в специализированных магазинах. А может быть использован и старый проверенный способ — вощение, когда воск со скипидаром распускается на водяной бане и льняным тампоном вручную растирается по поверхности картины. Делается это до тех пор, пока зеркальное покрытие не станет светиться изнутри янтарным блеском.
  • Презентабельный вид картине также придаст и соответствующая огранка. Можно изображение оправить в паспарту, накрыть стеклом и обязательно поместить в багет. Но можно деревянную поверхность оставить и в естестве, без покрытия, если в помещении, для которого предназначена картина, нет пыли.
На заметку

Для выжигания «Огненной кистью» вполне подходят любые светлые органические материалы. Это и бумага, и картон, и кость, и кожа, и соломка. Очень красивый эффект тонирования получается на объемных скульптурах из дерева. Привлекательно огненный рисунок смотрится на берестяных и других деревянных изделиях.

Принципиально в работе не используются никакие красители. Только естественные цвета минерального углерода. Именно они придают работам особенные свойства и качества: объемность, теплоту, уникальное сходство со старинными фотографиями.

Фото №1. Сначала сделали эскиз будущей работы. Он должен был быть на уровне самостоятельного произведения в виде карандашного рисунка. На этом этапе очень важно было досконально проработать все детали, даже те, которые в процессе выжигания могли быть утрачены.

Фото №2. Отбили кромку и отделили силуэт рисунка от черного или темного фона. Отожгли резкие границы между черным и белым. Затем присмотрелись к текстуре дерева. Зрительно отметили для себя места, где должна была лечь абсолютная чернота. Ее мы не могли ни пережечь и ни потерять. Поэтому смело ей «подыграли», лишь слегка подчеркнув темные участки.

Фото №3. Это был самый сложный этап творчества. Согласовав детали объекта с текстурой дерева, нам нельзя было допустить, чтобы они вступили в противоборство. Важно было найти оптимальное решение, и для этого пришлось сближать и соединять их друг с другом.

Фото №4. Слегка «приглушили» заливкой температуры те участки, которые на объекте должны были выглядеть черными. Оценили, как стали выглядеть они под темнотой текстуры.

Фото №5. Добавили темноту фона, уравновесив в нем получающийся объект. Это нужно было сделать для того, чтобы мы не упустили момент, когда выжигание следовало остановить, а когда насытить.

Фото №6. Подчеркнули текстуру фона. Последний должен был быть уравновешен и согласован с объектом изображения, а также с композицией в целом. Работали максимально деликатно, не забывая, что залить фон чернотой мы всегда бы успели, а вот исправить на светлый участок уже нет. А все потому, что любое выжигание — это односторонний путь от светлого к черному.

Николай Гладенко, г. Новосибирск. Фото автора

1
7
6
5
4
3
2
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)