Воспитывающая резьба

Резьба по дереву фото

Кербшнит — один из древнейших способов украшений деревянных изделий. Кроме красоты, которую он придает любому предмету, он учит столяра настойчивости и терпению. В кратце его можно охаректизовать как вид выемчатого орнамента, в котором на поверхность изделия наносятся прямолинейные щербины, иногда треугольные. Примеры кербшнита встречаются в деревообработке и керамике, на которой выполнялись до обжига глины. К этой технологии относится также и так называемый ложный рельеф.

Если выбирать ремесло, оказывающее наибольшее воспитательное значение, то, по долгу справедливости, первенство стоит признать за кербшнитом, который известен слишком давно, но все время оставался в тени. Ни одно из любительских ремесел не содействует в такой степени настойчивости, силе воли и сообразительности.

Но самое важное в кербшните то, что во время работы, совершенно бессознательно, развивается аккуратность и добросовестное отношение к делу и принятым на себя обязанностям. Одним словом такое невинное на вид занятие учит серьезно относиться к любому делу.

Характер мастера

Очень важно, чтобы любое изделие несло в себе отпечаток стиля мастера, его личного вкуса. Здлесь нет четких границ и жестких условностей. Именно по этому отпечаток мастера придаст изделию неповторимость и особенность.

Для начала необходимо правильно определить границы орнамента и определить направления рисунка. Стоит помнить, что будущий узор, прежде всего, должен быть связный.

В давние времена, ремесленники старались заполнить резьбой всю украшаемую поверхность изделия. И это, зачастую, была большая ошибка. Перенасыщенные орнаментами изделия часто визуально теряли свою форму.

Чистые поля

Нить-резьбы должно быть немного. Расположена она должна быть так, чтобы рисунок орнамента был ясный и понятный. Свободные пространства, или так называемые «чистые поля», вовсе не портят внешность изделия. Чаще всего они ее даже украшают. Необходимо придерживаться благородной кербшнитовой простоты.

Так уж получилось, что из-за простоты для обучению кербшниту достаточно гладкой доски и пары острых стомезок и ножей.

Из рук в руки, по всему свету…

Культурные границы в эпоху Меровингов (более полторы тысячи лет назад) были очень подвижны. Археология до сих пор находит их следы в самых неожиданных местах.

Полчища гуннов совершали военные набеги на Византию, где помимо военных трофеев племена получали знания о последних новинках в области моды и декора лошадиной упряжи. Во всей Европе эпохи Меровингов были популярны изделия в стиле перегородчатой инкрустации «клуазоне», резцовый орнамент «кербшнит». На фибулах, пряжках, рукоятях помещались изображения любимых в меровингское время птиц: сулящих победу воинственных хищников — орлов, мудрых воронов, сов.

Так кербшнит, попадая в руки постоянно передвигающихся древних племен и народов, разносился по всей территории Европы и России. Местные умельцы, в свою очередь, брали его «на вооружение», совершенствуя и улучшая.

Постепенно кербшнит отошел от использования правильных геометрических форм, таких как: ромб, треугольник, прямоугольник и другие. Он стал более изящным. Вместо грубых угловатых узоров начали появляться красивые сочетания криволинейных форм. Они-то и превратили кербшнит из деревенского ремесла в изящное искусство.

На любой вкус

Сейчас просто глаза разбегаются глядя на работы современных мастеров. Современный кербшнит способен удовлетворить самый изысканный вкус. Можно и не знать названий различных видов орнаментов и резьб, но глаз не обманешь. Человек всегда стремился к прекрасному, да и просто сделать свою жизнь чуть-чуть красивее.

Свободный перевод с немецкого со многими дополнениями М.А. Нетыска. 1910

Голосов еще нет