Планер-спортсмен

Уважаемые читатели! В этой статье мы расскажем вам, как, будучи начинающим спортсменом-авиамоделистом, сконструировать летающую модель спортивного планера. Данная модель была разработана на СЮТ г. Железнодорожного педагогом дополнительного образования высшей категории Моисеевым Юрием Михайловичем; предназначена она для участия в региональных соревнованиях в условиях школьных спортивных залов или других закрытых помещений, имеющих длину не менее 25 м. Планеры такого класса просты в изготовлении и достаточно хорошо летают. Рекордная продолжительность полета подобной модели в условиях соревнований составила 64 м.

Крыло, стабилизатор и киль

Постройка модели начинается с изготовления заготовок для крыла, стабилизатора и киля, материалом для которых служит обычный «потолочный» пенопласт толщиной не менее 3,5 мм, который можно купить в любом строительном магазине или на строительном рынке.

Прежде всего, согласно чертежу модели, из пенопласта ножом вырезается центральная часть и «уши» крыла, стабилизатор и киль.

После этого пенопластовые заготовки для придания им жесткости и прочности обклеиваются рейками сечением 2x3 и 4x6 мм. Для этой цели лучше всего подойдет клей «ПВА», который можно купить в магазинах и на рынках. Во избежание коробления деталей при сушке, которая продолжается не менее 24 часов, обклеенные заготовки по периметру и сверху зажимаются грузиками весом 100–150 г.

Фюзеляж

Пока клей просыхает, приступаем к изготовлению деталей фюзеляжа, который состоит из хвостовой балки и грузика.

Лучшим материалом для изготовления грузика является фанера толщиной 6–8 мм, из которой по контуру лобзиком вырезается будущий грузик.

Затем приступают к созданию хвостовой балки фюзеляжа. Материалом является очень легкая древесина, которая называется «бальза». Если нет возможности приобрести бальзу, ее без особого ущерба можно заменить липой, а еще лучше — углепластиковой трубкой диаметром 5–6 мм, которую можно приобрести в любом магазине, торгующем радиоуправляемыми моделями.

Процесс изготовления хвостовой балки фюзеляжа непрост, потому что надо сконструировать очень легкую, прочную, а самое главное — прямую рейку. Всякий перекос хвостовой балки по всей ее длине полностью исключается! Именно от этого будет зависеть качество будущего полета модели по прямой.

Опыт эксплуатации подобных моделей в условиях соревнований показывает, что чем длиннее хвостовая балка, тем стабильнее и дальше летит планер. Но чрезмерно увлекаться этим не стоит, так как с увеличением длины увеличивается и вес модели; кроме того, в этом случае можно столкнуться с дополнительными трудностями в создании прямой балки фюзеляжа.

Оптимальная длина расстояния от задней кромки крыла до передней кромки стабилизатора составляет 300–320 мм, чего вполне достаточно для получения высоких летных качеств планеров такого класса.

Стыковка грузика и «хвоста»

Следующий этап сборки модели планера заключается в стыковке грузика и хвостовой балки фюзеляжа.

Прежде всего, потребуется абсолютно ровная поверхность, на которую кладутся грузик и балка, предварительно смазанные клеем «ПВА», и состыковываются один с другой. Таким образом, получается готовый ровный фюзеляж. Когда клей хорошо просохнет, к нему останется только приклеить стабилизатор и киль.

Правильность вклейки киля относительно стабилизатора контролируется визуально, т.е. «на глаз».

Отложим на некоторое время фюзеляж и вернемся к дальнейшему изготовлению крыла. Убедившись, что клей на деталях крыла хорошо просох, приступаем к его профилированию. Для этого потребуется кусок наждачной бумаги зернистостью 100–150, наклеенный на ровную фанеру или деревянную заготовку размером 300x100x10 мм. При помощи этого «напильника» и с ориентацией на чертеж крылу придается профиль.

То же самое проделывается и с «ушами» крыла, стабилизатором и килем.

Приклеиваем «уши»

Осталось приклеить «уши» крыла непосредственно к самому крылу. Для этого предварительно вышкуренное с нижней стороны крыло и «ухо» крыла кладутся на ровную поверхность, после чего место их стыка пришкуривается с использованием угломера. В месте стыка не должно быть щели.

Второе «ухо» крыла пришкуривается к противоположному концу крыла соответственно.

Когда оба «уха» будут пришкурены к концам крыла, весь узел склейки промазывается клеем «ПВА», состыковывается, фиксируется булавками и ставится на просушку не менее чем на 24 часа.

Пилон

Остается изготовить пилон крыла, который представляет собой своеобразную подставку под крыло, необходимую для устойчивого горизонтального полета планера.

Пилон изготавливается очень просто. На полоску фанеры или липы толщиной 2 мм и длиной 140 мм наклеивается пенопласт высотой 20 мм и длиной 104 мм. Ширина этой полоски не должна превышать ширины фюзеляжа.

Когда клей хорошо просохнет, ножом делается 3-миллиметровый срез в сторону задней кромки крыла, после чего пилон приклеивается к нижней части крыла ровно посередине последнего.

При этом необходимо обратить самое пристальное внимание на правильность приклейки пилона: передняя кромка крыла должна быть приклеена к более высокой части пилона, что обеспечит правильную установку угла атаки крыла планера. В противном случае модель в полете постоянно будет прижиматься к земле, либо того хуже — полетит резко вниз, что приведет к ее неизбежной поломке.

Для обеспечения более жесткой конструкции этого узла рекомендуется между углом пилона и крыла наклеить сложенную полоску бумаги.

Проверяем центр тяжести

Остался последний этап сборки модели: при помощи резинки необходимо прикрепить пилон к хвостовой балке фюзеляжа.

Осуществлять эту операцию лучше вдвоем: один человек прикладывает пилон с крылом к хвостовой балке, а второй скрепляет всю конструкцию резинкой.

Резинка должна быть намотана не менее чем на два оборота и завязана как минимум на три узла. Лишние концы резинки аккуратно обрезаются ножницами.

Теперь «на глаз» проверяется центровка модели и нет ли на ней перекосов. Центр тяжести вашего планера должен находиться примерно на расстоянии 45 мм от передней кромки крыла. Если он находится дальше, аккуратно передвиньте крыло назад, если ближе — соответственно, наоборот.

Сергей Урланов, г. Железнодорожный, Московская область, мастер спорта России,судья по авиамодельному спорту международной категории

zapusk planerov
shema 1
shema 2
Голосов еще нет