Деревянное кружево

Есть в Кузбассе город со звучным названием Тайга. Стоит он в окружении сибирского леса, богатого и загадочного. Наверное, поэтому живут здесь люди, по-особому чувствующие красоту могучей тайги, понимающие ее душу.

Виктор Никифорович Кошкарев — один из них. Мастер от бога, сумевший постичь все секреты деревянного ремесла и превратить его в высокое искусство деревянной моды. Он — автор и руководитель известного в Сибири образцового театра моды «Любавушка», чьи наряды не раз отмечались высокими наградами самых разных конкурсов, выставок и фестивалей. У него в гостях мы побывали и своими глазами увидели сибирское чудо — деревянные платья.

Чем дальше в лес…

Тайга — город леса. И было бы странно, если б школьный учитель труда прошел мимо столь доступного материала — дерева. Присмотрелся к нему и Виктор Никифорович Кошкарев. Попробовал в деле — получилось. Первые работы будущего мастера — поморские птицы счастья из щепы — сразу же разлетелись по всем городу, став украшением домашнего интерьера земляков.

Следующими стали сувениры к 100-летию Тайги (1996 год). Декоративные панно, ставшие украшением юбилея, уже через год получили высокое признание. На областной выставке декоративно–прикладного и изобразительного творчества в столице Кузбасса они заняли первое место. И это было только начало…

Вслед за панно пришли туеса. Заимствованная изначально технология берестяных туесов в применении к щепе и стружке вылилась неожиданно во что-то новое. Ажурные легкие и воздушные щепные изделия переродились вскоре в плетеные кувшины и вазы.

Шло время, в умелых руках дерево стало послушным, и к работам в «жестких» деревянных рамках добавились «мягкие». Они объемные даже сами по себе. А если запрятать в них пушистые ветки «шишкарей», и «лесовичков», или рассыпать по плетению цветы, обязательно получится забавная, вызывающая добрые эмоции лесная картинка.

Пластика — одна из последних методик, которую начал применять Кошкарев. Края волнообразно изогнутых плетеных пластов обрабатываются как края туеса. Это придает законченность работе.

— Удивляюсь, в первые годы моего занятия многое не получалось, хотя делал все так же, как сейчас, — улыбаясь, говорит Виктор Никифорович. — То ли руки обманывались, то ли дерево не хотело повиноваться. Но со временем все же договорились. Дерево словно вместе со мной загоралось все новыми идеями, и в конце концов стало моим помощником, в чем-то даже соавтором. Что говорить? Чем дальше в лес… Так и мое творчество.

В собственном стиле

За основу всех своих изделий (а это и щепные настенные панно, и деревянные кружева, и объемные инсталляции, и деревянные платья) Виктор Никифорович всегда берет технологии работы со щепой. Их тщательно сберегали в течение веков русские мастера как будто специально для нашего мастера. Чтобы он усовершенствовал их, сделал современным и более интересным. И сегодня методики Кошкарева считаются по-настоящему уникальными. Наряду с технологией поморов, он активно использует опыт мастеров-берестянщиков, секреты плетения из соломки и бисероплетения.

В качестве материала выбирает кедр. Хотя для изготовления декоративных изделий из щепы подходит любая порода древесины: береза, осина, сосна и др.

— С кедром проще договориться, — говорит мастер. — Он обладает особой мягкостью, более податлив. С ним интереснее работать, проще экспериментировать.

Дерево может быть модным

Тяга к экспериментам, желание повторить то, что делали когда-то русские ремесленники по дереву, стремление найти в этом себя подтолкнули Виктора Никифоровича к идее создания деревянного платья.

Школа, в которой работал Кошкарев, готовилась к городскому конкурсу «Учитель года». Нужно было внести изюминку в выступление. Удивить, поразить коллег. Изучая историю народных ремесел разных стран, Виктор Никифорович наткнулся на схемы деревянных платьев.

Возможно, кто-то бы не поверил в то, что из дерева можно создать утонченный наряд. Ведь, что ни говори, а слова «деревянное платье» не вызывает ассоциаций с чем-то легким, ажурным, скорее даже наоборот. Однако Виктор Никифорович не из тех, кто отступает. Его принцип: другие делали, и я смогу. И вскоре дерзкая идея претворилась в нечто по-настоящему прекрасное.

Тысячи деревянных бусин, щепных чешуек, фрагментов стружки (а на одно платье уходит до 15 тысяч деталей), скрепленных воедино, заиграли на необыкновенных платьях. И, видя эту переливающуюся на солнце красоту, живую, легкую, словно шелковую, невозможно не залюбоваться. Наверное, оттого и пошло название творческого коллектива, созданного Виктором Никифоровичем — студии декоративно-прикладного творчества «Любавушка», которая сегодня гордо носит звание образцового коллектива театра моды при дворце культуры Тайги. За 11 лет его существования было создано более десяти коллекций деревянных костюмов.

История любви

Творчество не может жить без любви. Вспомним хотя бы сказ Павла Бажова «Хозяйка медной горы». Любовь к ремеслу, прекрасной и таинственной царице медных гор помогли раскрыться настоящему таланту Данилы-мастера …

Конечно, история нашего героя сильно отличается от той, что описал писатель. Но все же, и в его жизни есть своя Хозяйка. Это супруга Виктора Никифоровича — Надежда. Вместе с ней он постигал народные промыслы, находил поддержку и помощь, творил и добивался побед. Поистине, их семья — успешный творческий союз. Созданные их любящими руками «птицы счастья» выросли и превратились в прекрасных девушек, облаченных в деревянное кружево.

Владивосток, Сочи, Москва, Новосибирск, Томск, Северск, Кемерово, Новокузнецк, Березовский. И это далеко не полный список городов, где аплодировали тайгинским «Любавушкам» и их мастеру. Фестивали, выставки, конкурсы, концерты — всегда они удивляли своей неожиданностью и оригинальностью даже самых искушенных зрителей.

Рождение весны

Платья стареют: ничто не вечно. На смену им делаются другие, а старые? Старые сгорают на празднике проводов зимы. Отлично горят, между прочим! С задором даже как-то!

Люди удивляются, как же можно сжигать такую красоту? А в ответ слышат: «Вместо них рождаются новые — лучше, красивей». И это действительно так. Словно в сказке о временах года, как русская зима сгорает, давая народиться новой, молодой еще весне — так и старые наряды горят, освобождая дорогу новым «деревянным чудесам».

Сегодня, в ожидании новой весны, Виктор Никифорович вновь полон интересных идей. Уже готовятся эскизы новой коллекции. Раскрывать прежде времени ее секреты не будем, но уверяем — тайгинский мастер со своими любавушками вновь поразит всех уникальностью и необычностью кружевных нарядов из дерева.

Елизавета Бордунова, специальный корреспондент газеты «Сам смастерил». Фото предоставлены Виктором Кошкаревым

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)