Чем хороши растительные масла и мастики?

Покрывая работы из дерева лаками, маслами и мастиками, мы хотим добиться того, чтобы наши изделия выглядели максимально привлекательно. При этом каждый мастер пользуется своими методами, чтобы подчеркнуть достоинства дерева и скрыть недостатки.

Секреты мастерства на то и есть секреты, чтобы для большинства людей они оставались загадкой. Поэтому раскрывать абсолютно все свои рецепты того, как и чем лучше всего обрабатывать дерево, конечно, не буду. Но с удовольствием поделюсь некоторыми знаниями, которые, возможно, помогут новичкам, а может быть, пригодятся и бывалым мастерам.

Первые пробы

Начну с небольшой предыстории. Резьбой по дереву я увлекся еще мальчишкой. Как-то из липы смастерил маленькую птичку — зяблика. Решил ее украсить и покрыл фигурку масляным лаком. Нанес несколько слоев, и птичка заблестела. Тогда мне казалось, что лучше и придумать нельзя.

Однако мнение мое со временем поменялось. Я узнал, насколько могут быть прекрасны вощеные изделия. Воск идеально подчеркивает текстуру дерева и выглядит не таким неестественным, как, например, лаковое покрытие. Хотя, надо заметить, сегодня нам предлагают большой выбор лаков на водной основе, которые выглядят не менее достойно.

И, тем не менее, лично я по-прежнему считаю, что пока других пропиток лучше воска никто не придумал.

На пути экспериментов

Есть, конечно, в работе с этим материалом некоторые трудности. Например, чтобы добиться красивого матового цвета у таких мягких пород деревьев, как осина, ольха или липа, мастеру приходится тратить немало усилий и времени.

Не был исключением и я. Прежде чем найти решение проблемы, пришлось много экспериментировать. Сначала пропитывал свои изделия простым подсолнечным маслом, при необходимости делал это не один раз. Сушил и только потом вощил. Результаты в принципе меня вполне устраивали.

Вот только работать с обычным растительным маслом было как-то неинтересно, слишком просто, что ли. Попробовал поиграть с растительными добавками, настаивал масло на разных корнях и травах. В итоге собрал свою коллекцию рецептов масел для дерева.

Теперь на их основе готовлю и разные восковые мастики. В стеклянную посуду помещаю воск и масло. Нагреваю их на водяной бане, пока воск полностью не растворится. Затем переливаю получившуюся смесь в емкость с широким горлышком и остужаю. Через какое-то время мастика готова к употреблению.

Что касается пропорций, то смешиваю ингредиенты в следующих соотношениях: 1 часть воска — 2 части масла, 1 часть воска — 3 части масла, 1 часть воска — 4 части масла.

Рекомендую использовать льняное масло: оно при высыхании даст твердую пленку, растительное же до конца не высыхает.

К слову сказать, от выбранных пропорций напрямую зависят свойства получаемой консистенции — от мягкой к твердой. Работать с такой мастикой гораздо проще, чем с обычным воском. При этом для твердых пород лучше подходят мягкие мастики, а для мягких пород, наоборот, твердые мастики.

Дерево подскажет

Один из самых распространенных вопросов: как определить, к какой породе дерева применять ту или иную мастику? Для меня все решают личные ощущения. Прежде чем взяться за инструмент, я долго изучаю дерево, прислушиваюсь к нему. Хотите верьте, хотите нет, а оно на самом деле помогает понять, какое масло лучше всего украсит изделие.

Например, масло, настоянное на мяте, отличается приятным ароматом. Им предпочитаю проводить первую пропитку мягких пород: липы, осины, ольхи. Они прекрасно впитывают мятное масло. Более того, после просушки вышкуривать эти изделие намного проще.

А вот масло дягиля позволяет добиваться появления у дерева бархатистых свойств. Можно потом шкурить поделку сколько угодно, но махровые свойства с ее поверхности уже не исчезнут.

Тем не менее, несмотря на свой опыт, мастерам все же советую самостоятельно подбирать масла и мастики, с которыми они хотят работать. Ведь только собственный опыт — путь проб и ошибок — будет самым верным.

В заключение добавлю: и пропитка маслом, и обработка мастикой придают дереву насыщенный цвет, подчеркивают красоту текстуры и визуально делают изделия более объемными. Так, береза, осина, липа приобретают золотистые оттенки, а дуб, сирень, красное дерево — насыщенность цвета.

Рецепты

Мятное масло
Берете 100 г сухих листьев мяты. Измельчаете их в порошок. Засыпаете в стеклянную посуду и заливаете растительным маслом (500 мл). Закрываете посуду плотной крышкой. Взбалтываете и ставите в темное место. В течение 10–14 дней настой нужно ежедневно взбалтывать. По прошествии этого времени процеживаете и можете использовать. Хранить мятное масло также нужно в темном месте.
Масла на дягиле и из корней одуванчиков
Эти два вида растительных масел приготавливаются так же, как и предыдущий настой. Корни растений сначала измельчаются и настаиваются в пропорции 1:5.
Масло на семи травах
Это масло делается из корней дягиля, одуванчика, лопуха, лабазника, девясила, окопника и сабельника. Принцип готовки — как и у предыдущих рецептов. В корнях содержатся дубильные масла. Они переходят в масло и при пропитке дерева укрепляют поверхность изделия. После такой обработки хорошо проводить полировку.

О технологии

Пример обработки изделия из липы
  • Насухую полируем поверхность изделия деревянной палочкой или шариком с помощью бормашины.
  • Маслом дягиля пропитываем ложку.
  • Сушим.
  • Мелкой наждачкой вышкуриваем изделие.
  • Еще раз пропитываем маслом дягиля и высушиваем.
  • При необходимости снова вышкуриваем.
  • Проводим третью пропитку маслом.

Наконец, твердой восковой мастикой на основе дягиля полируем ложку с помощью войлока.

Сергей Апполонов, Чувашия. Фото автора

foto sergeya appolonova
6 foto sergeya appolonova
7 foto sergeya appolonova
volshebnaya lozhka travodela
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (1 vote)