Золотое дело в Европе

Сделаем краткий обзор состояния золотого и серебряного дела в тех еще мало цивилизованных, а часто и диких странах Европы, откуда прежде отважные римские вожди с триумфом привозили несметные сокровища.

Толпы разноплеменных кочевников: гунны, вандалы, готы и др., хлынувшие с востока в Европу, и утвердившиеся, наконец, в излюбленных ими местах, — принесли с собой и искусство выделывать металлы, и приготовлять из них нужные для своего обихода вещи. Преимущественно это было оружие и украшения. Однако сокровища варваров не состояли исключительно из предметов собственного изделия. Делая набеги на государства малой Азии, Греции, впоследствии и на Византию, они возвращались в свои земли с добычей, в массе которой находились уже и изящные изделия упомянутых стран. Понять искусство варваров можно по кладу, найденному в 1864 году в Валахии (около Петросы), где веков 14 тому назад жили готы. Состоял он из 22 золотых вещей, но из них дошли до нас не более 12. Вещи эти, состоящие из сосудов и украшений, принадлежат различным стилям. Так, например, патеры и некоторые вазы заключают в себе все признаки греческого происхождения, некоторые, по-видимому, персидской работы, остальные же, украшенные гранатами, собственной работы варваров.

Гранат в золоте

Вообще обильная гранатная инкрустация составляет весьма характерный признак золотых изделий народов, водворившихся в Европу в первые века нашей эры. Древнейшие остатки золотого дела, примененного уже к христианскому культу, начавшему распространяться в Европе, составляют наиболее интересные образчики этого приема работ. Наиболее характерные из них сохраняются в Клюнийском музее. Это золотые венцы византийской работы, найденные в 1858 году около Толедо в Испании. Между ними особенно замечателен венец Рекцесвинта, который жил в VII веке. Он сделан из чистого золота прекрасной и очень сложной чеканной работы. На нижнем ободке венца между украшающими его сапфирами и жемчугом вьется рисунок, инкрустированный мелкими гранатами. От него ниспадают золотые, также с гранатовыми украшениями, буквы. Они составляют имя упомянутого византийского царя.

Другие венцы, хотя и представляют изделия менее сложные и богатые по отделке, не менее интересны и оригинальны. Счастливая находка этих венцов дала повод испанскому правительству сделать более подробные изыскания на том же месте. Здесь были найдены еще несколько венцов, сохраняющихся ныне в мадридском музее. Впечатляют и вещи, найденные в Турне в гробнице Гильперика: золотые украшения и оружие — все с характерной отделкой гранатами. Такие же предметы находили и находят в равнинах Шампани, где в 5 веке сразились, ведомые Атиллой, гунны с визигонтами под начальством Теодорика.

Однако характерное однообразие щедрой отделки гранатом и грубость общих форм изделий из драгоценных металлов этой эпохи стали вскоре мало-помалу исчезать. Их заменили многообразные украшения, часто весьма сомнительного аристократического достоинства, но поражающие иногда своим обилием и ценностью. Такое направление описываемому нами искусству дало повсеместное распространение и утверждение в Европе христианства и сооружение многочисленных храмов.

Украшение храмов

Особенного развития достигло золотое дело на Западе при Карле Великом, который присоединил к славе своего оружия и славу поощрителя наук и искусств. Хотя Карл Великий и имел спартанские привычки и вел довольно суровый образ жизни, тем не менее, он любил окружать себя в торжественные минуты роскошью и богатством, подобающим его высокому сану. Особенно много он украшал храмы. Есть предание, что император пожертвовал в храмы 24 главнейших в его империи монастырей-мощехранильников. Каждая из них имела форму одной из букв алфавита. Так, в храме Конкского аббатства хранится очень богатой работы мощехранильница Карла Великого. С особенной щедростью и стараниями украшал он собор любимого своего местопребывания Ахена. Стены и алтари храма блестели от множества украшений из золота и серебра. Церковная утварь и одежды поражали своим обилием и великолепием. Согласно своему желанию, Карл похоронен был в этом храме — в склепе, помещающемся под главным абсидом. Тело императора, набальзамированное, облечено было в драгоценные одежды со всеми атрибутами его сана и посажено на золотой трон. На его колени было положено богато переплетенное в золото евангелие, а перед ним повешен золотой щит.

Сокрытие такого огромного количества драгоценных металлов и каменьев не могло не вызвать в скором времени желание воспользоваться более практичным образом этими сокровищами. Отон III первым наложил руку на драгоценную могилу, им был взят большой золотой крест, висевший на груди покойника. Вскоре после него Фридрих Барбаросса, каоннизатор Великого Императора, выбрал из могилы все находившиеся там ценные вещи.

Появление эмали

Незадолго до Карла Великого стал распространяться на Западе новый способ украшений золотых и серебряных вещей эмалью, производством которого славилась Византия. В те времена не успели еще выделывать эмаль так, чтобы она неразрывно связана была с украшаемою ею вещью. Обыкновенно ее приготавливали отдельно и затем прикрепляли к вещи как драгоценный камень, жемчуг или камея. Этим приемом работы и объясняется присутствие византийских эмалей на вещах, несомненно, приготовленных на Западе. Как на одну из древнейших такого рода вещей можно указать на мощехранильницу Сионского собора, пожертвованную Альтеусом в конце VIII века.

Кроме владетельных лиц, сами настоятели монастырей, епископы и частные жертвователи заботились об украшении своих храмов драгоценными вещами. В аббатстве Святой Денис существовала школа и мастерская золотых дел мастеров. И даже свой личный труд посвящали этому искусству высокопоставленные лица. Так в Алжире епископ св. Перпетус, умерший в 887 году, сам сделал две раки для хранения мощей — ему первому приписывают применение отливки при приготовлении такого рода вещей.

Влияние Византии

В Италии за это время, т.е. со времени перенесения столицы римских императоров из Рима в Византию, до конца X века, золотое дело хотя и существовало, но не могло особенно развиваться и совершенствоваться. Хотя папы (как, например, Адриан и Лион III, употребившие более 1,700 фунтов золота и 300 фунтов серебра на церковные украшения, а впоследствии Стефан IV и особенно Паскаль I, давший множеству храмов Италии золотые и серебряные запрестольные плиты) и стремились украшать храмы и снабжать их по возможности роскошною и драгоценною утварью, тем не менее труды их пропали. Ни одно из произведений того времени не дошло до нас. Дикие и хищные орды гуннов, вандалов и, наконец, сарацин по очереди опустошали Италию. Они забирали все драгоценное, попадавшее им под руки, а что нельзя было захватить, то истребляли.

Кроме этого итальянское искусство вообще, а золотое дело в особенности, все более и более теряли свои первоначальные классические традиции и подпадали под влияние греческо-византийских художников и мастеров. Влияние это особенно развилось, когда в Византии возникло гонение на иконопочитателей. Множество золотых дел мастеров остались без работы и поспешили в гостеприимную и богатую Венецию, имевшую обширные торговые сношения с востоком. Византийские мастера привезли с собою в Италию множество новых приемов работы, позволявших чрезвычайно разнообразить украшения золотых изделий, особенно эмалями и искусною вставкою драгоценных и цветных камней.

Как образчик влияния византийского искусства на итальянское, нельзя не упомянуть о богатой запрестольной плите, называемой Pailiotto и находящейся в храме св. Амвросия в Милане. Эта плита, которую можно признать красивейшею и богатейшею вещью в этом роде, сделана в 835 году по заказу миланского епископа Анжильберта неким Вольвиниусом. Особенно замечательно в этом изделии разнообразие и богатство бордюров, составленных из разнообразной по цвету и форме эмали, драгоценных камней и великого множества жемчуга.

В Греции, Англии и других частях Европы в последние века первого тысячелетия золотое дело хоть и имело применение и в частной жизни, и по украшению возникавших все в большем и большем числе храмов, но развилось и приобрело характерные достоинства несколько позже — по пришествии первого тысячелетия, в эпоху развития романского стиля.

Д. А. Сабанеев, 1879 год

karl velikiy by huhnerauge
dvorec kapella kv - dic.academic.ru
Голосов еще нет