Птица счастья Юрия Вяткина

Юрий Афанасьевич Вяткин — кузбасский скульптор, дизайнер, учитель, работающий с деревом. По образованию он горный инженер, но так случилось, что не твердый камень, а податливое дерево покорило его, став самым большим увлечением в жизни. Произошло это еще в годы студенчества, которые мастер провел в Томске — сибирской столице деревянного зодчества.

Многие годы Юрий Афанасьевич восхищался искусными работами деревянных дел мастеров и в глубине души мечтал создавать такие же красивые работы. Однако за инструмент резчика взялся только после того, как вышел на пенсию. Построил дом и украсил его резной отделкой. Четыре года ушло у него на работу и освоение резьбы по дереву. Помогали в этом книги, а так же воспоминания о прекрасных образцах томских деревянных усадеб.

Признание

Весть о появлении в городе Анжеро-Судженске нового красивого дома разлетелась в одночасье. О Юрии Афанасьевиче заговорили, как о еще одном интересном мастере резьбы по дереву. И тут же его умелым рукам нашлось достойное применение.

— Меня пригласили в Дом детского творчества и попросили возглавить работу творческого объединения «Резьба по дереву», — рассказывает мастер. — Было это в 1993 году. Время сами знаете, какое было. Трудно порой приходилось с материалами. Но, к счастью, никогда не было дефицита с учениками. Мальчишки и даже девчонки всегда с охотой брались за работу с деревом. Не всем, конечно, хватало терпения и характера, чтобы заниматься серьезно. Тем не менее, было немало ребят, которые удивляли, и которыми гордился впоследствии не только я, но и весь город.

На занятиях кружка вместе с детьми продолжал учиться новым способам резьбы по дереву и сам педагог. Охотно поддерживал все идеи юных мастеров, пробовал разные техники, экспериментировал с материалами. И сегодня его творчество представляют изделия самых разных форм и направлений. А лучшие занимают место в областном и городском музеях декоративно-прикладного творчества.

Портреты

С отеческой любовью Юрий Афанасьевич вспоминает мальчика Женю. По его словам, талантливый был малец, с характером. За что ни брался, все доводил до конца. Именно эти качества, упорство и настойчивость, он ценил в нем больше всего. Ведь, по мнению мастера, именно они обеспечивают ровно половину успеха.

Вместе учитель и ученик создали первый деревянный портрет. Идея пришла неожиданно. Готовились к празднованию 200-летия А. С. Пушкина, и Юрий Афанасьевич предложил сделать портрет великого поэта. Без лишних слов перешли к делу. Результат порадовал обоих: и мастера, и его помощника.

— Работа эта хоть и сложная, но интересная, — говорит Юрий Афанасьевич. — Когда появляются первые контуры, ты видишь лишь отдаленное сходство с человеком. Затем приступаешь к отделке. Очень аккуратно отсекаешь все лишнее, тщательно дорабатываешь образ. И вот с деревянного «полотна» на тебя смотрит известная личность.

Позже Вяткин с детьми вырезал портреты Л. Толстого, М. Шолохова, сибирского поэта В. Федорова. Были среди его работ и образы руководителей государства.

Любовь к миниатюре

Многие технологии резьбы по дереву освоил наш герой. Среди них контурная, геометрическая, плоско-рельефная, скульптурная резьба и т.д. Однако больше всего Юрий Афанасьевич любит миниатюрную резьбу.

В арсенале мастера огромное количество деревянных фигурок. Это сказочные и мифологические персонажи, животные, карикатуры и т.д. Немало композиций, посвященных Великой Отечественной войне и шахтерскому труду.

Резчик по дереву использует самый разнообразный материал. Как и многие мастера, высоко ценит кедр. Хотя не принижает достоинства других пород деревьев.

— Все зависит от изделия, которое нужно выполнить, — делится он. — Например, береза подходит для миниатюрной скульптуры. По-своему хороша осина: она белая, и режется без сколов. А вот из сосны лучше всего делать большие скульптуры или украшения. Про кедр и говорить нечего: творить из него одно удовольствие.

Раскаленная «нить»

У каждого мастера есть свои особые приемы работы, в том числе и у Юрия Афанасьевича. Часть его изделий выполнена в технике выжигания раскаленной струной. Об этом способе резьбы по дереву он узнал из литературы и захотел испробовать на деле.

— Как-то я пошел в мастерскую к одному столяру за материалами, — рассказывает Вяткин. — Мы разговорились, и оказалось, что он прекрасно знаком с технологией работы раскаленной «нитью», о которой я когда-то читал. Предложил поделиться опытом, и я не преминул воспользоваться этим.

По совету столяра Вяткин приобрел латер и нихромовые струны. Довольно быстро разобрался во всех тонкостях применения своеобразной техники, и в результате на свет появилась серия миниатюр «Ледниковый период». Использовал он раскаленную «нить» и выполняя большие скульптуры, мебель, предметы быта и интерьера. Все они отличаются красивым резным рельефом, приятным и необычным цветом, которого мастер добивался, регулируя степень накала струны.

«Птицы счастья»

Знакомства и общение с другими мастерами всегда приносили пользу Юрию Афанасьевичу. Он никогда не переставал удивляться их умению создавать из дерева настоящие произведения искусства. Более того, никогда не стеснялся у них учиться.

Так, завязав дружбу с мастером бересты, освоил и это ремесло. Переняв навыки работы со щепой, успешно использовал ее для создания «птиц счастья» и объемных фигур. Одна из коллекций этой серии называется «На золотом крыльце сидели».

— Изделия из щепы требуют от мастера немало терпения и усилий, — говорит Юрий Афанасьевич. — Особенно трудно работа над ними дается детям. Бывает, сидят, пыхтят над деревом. Устанут, рассердятся, хотят бросить. Разговариваю, уговариваю, настаиваю, даже ругаю. Снова берутся за инструмент, и в конце концов рождается их собственная «птица счастья». Не представляете, сколько отображается на их лицах радости, когда они видят результат собственного труда… Наверное, это и есть самое большое счастье любого учителя.

Копилка достижений

Первая выставка Юрия Афанасьевича Вяткина состоялась в 1995 году. В краеведческом музее города Анжеро-Судженск вниманию широкой публики были представлены работы из серии «Птица счастья».

Следующими получили известность миниатюры, посвященные событиям лета 1998 года. Это экспозиция «Рельсовая война 1998 года». В том же году своими успехами порадовал и воспитанник Вяткина — Женя Симонов. Его работа — портрет А.С. Пушкина — заслужила признание на областном конкурсе юных резчиков, и он вошел в число дипломантов.

2000–2006 года не менее богаты на успех. Ученики мастера принимали активное участие в городских и областных выставках в технике резьба по дереву. Вместе со своими изделиями они объездили не один город Кузбасса, были отмечены множеством наград.

В год 65-ой годовщины Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Вяткину вручают диплом за участие в выставке «Виват, Победа». Работа «Парус» сегодня занимает достойное место в библиотеке президента России.

Изделия кузбасского мастера также украшают улицы родного города, находятся в частных коллекциях любителей народного творчества, в том числе Китая, Японии, Финляндии и Германии.

Елизавета Бордунова

dsc01200
dsc01134
dsc01183
dsc01194
dsc01196
Голосов еще нет