Холодное превращение

За окном температура воздуха — минус 40, а то и больше. Но им все нипочем, а некоторым даже в радость. Скульпторы Творческой мастерской Кирилла Баира в спешке собирают инструмент, одеваются в куртки и «фуфайки» и спешат на мороз. Сегодня их день. Не оглядываясь на капризы солнца, они смогут творить свое волшебство, превращая огромные глыбы льда и снега в удивительной красоты замки и фигуры.

Откуда берет корни столь по­пулярный на сей день вид художественного творчества — ледяная скульптура — точно не скажешь. Большинство экспертов приходят к мнению, что появился он в Китае. Еще несколько столетий назад здесь изо льда изготавливали рыбацкие фонари.

Процесс не был сложным: сначала рыболовы замораживали в корзинах воду, а затем в получившемся ледовом слитке выдалбливали отверстие, в которое помещали свечу. В холодную и ветреную погоду такой фонарь прекрасно освещал путь.

По дороге же домой ледовый светильник оставался на берегу, а в дни зимних праздников становился игрушкой для детей.

Кстати, знаменитый фестиваль снега и льда в Харбине вырос в мировое шоу именно из китайских традиций детских зимних забав.

В России

Однако и Россия в истории ледяной скульптуры занимает не последнее место. Мы можем гордиться своими мастерами, создавшими первый мировой шедевр ледовой архитектуры. Великолепный дом изо льда был возведен в Санкт-Петербурге в середине XVIII века на утеху императрицы Анны Иоанновны. Даже внутреннее убранство до самых незаметных бытовых мелочей было вырезано здесь изо льда.

Тем не менее широкого развития ледовое творчество в нашей стране, как, впрочем, и за рубежом, получило лишь два столетия спустя. В 1980‑х годах в Советском Союзе стали проводиться первые фестивали и конкурсы, на которых своими работами удивляли ледовых дел мастера.

Среди современных скульпторов сегодня немало известно имя Кирилла Баира. Он работает со льдом в последние 18 лет и охотно делится профессиональными секретами с новичками.

Лед и снег

Эти материалы, без сомнения, уникальны. Каждый по-своему прекрасен и неповторим. Например, ледяные фигуры внешне очень похожи на изделия из стекла. Их часто сравнивают с хрусталем, и не без оснований.

Только нужно признать, процесс создания ледяных скульптур более прост, нежели работа стеклодува. Да и последним может быть не каждый…

А вот ледяной замок построить вполне под силу практически любому человеку, имеющему художественный взгляд и навыки работы с инструментом резчика. Хотя на создание истинных произведений снежного искусства без особого таланта и большого труда надеяться не приходится. Впрочем, как и в других видах творчества.

Что касается снега, то его чаще используют для масштабных работ. Он более безопасен и требует от мастера хорошей физической подготовки и умения управляться лопатой и стамесками.

Заготовка материала

Даже зимой, несмотря на то что вокруг нас всегда много снега и льда, просто с улицы набрать материал для будущих скульптур нельзя. И не только потому, что нужно его большое количество. Важна здесь, в первую очередь, чистота во всех смыслах этого слова.

Если вы хотите, чтобы ваша работа выглядела богато, сверкала и переливалась на солнце вне зависимости от того, выполнена она из снега или льда, нужно знать, где и как заготавливать материал.

Уличные фигуры

Лед для уличных замков, горок и других фигур добывается в природных водоемах. Нужно дождаться, когда река или озеро возьмется толстым слоем льда не менее чем на 15 см. Оптимальный вариант для центральных регионов страны — до 30 см, а для Сибири и Севера, конечно, больше.

Кстати, у каждого, кто занимается заготовкой льда, обязательно должны быть свои «прикормленные» места. За ними тщательно следует присматривать, регулярно очищать от снега, чтобы сохранить прозрачные свойства этого материала.

Добывают лед также по-разному. С помощью специальных пил прорезают прорубь, а затем кто вручную, используя щипцы, а кто и с помощью подъемника достают блоки.

Стоит отметить, что в этом процессе большое значение имеет уровень мастерства ледорубов. Они должны так прорезать лед, чтобы все его стороны были максимально ровными. Это впоследствии избавит уже скульптора от многих проблем при создании разных форм.

Проводить этот процесс нужно крайне аккуратно, впрочем, как и последующую транспортировку льда, чтобы на нем, не дай бог, не образовалось никаких трещин и сколов.

Художественная скульптура

Для выполнения высокохудожественных скульптур природный лед подойдет не всегда. Когда нужны идеальная прозрачность и кристальная чистота, берут искусственно созданный материал. Для этого используются специальные машины и технологии, в которых вода, прежде чем превратиться в лед, проходит несколько стадий фильтровки и очистки и только потом замораживается. Такой лед применяется именно для ин­терьерных скульптур — тех, что ставятся на стол и контактируют с пищей, например свадебные лебеди или раковины, в которых могут лежать легкие закуски для гостей. Связано это с высокой ценой производства искусственного льда.

Со снегом несколько проще. Он очень плотно набивается в опалубку. К работе же мастера приступают, когда снежная форма станет максимально плотной.

Инструменты

Об инструментах, которые помогают создавать снежные фигуры, уже упоминалось выше. Это в основном лопаты и стамески.

Последние также используются и в работе со льдом. Однако применяются они на этапах прорезания мелких объектов, требующих детальной обработки. Основная же работа выполняется электро- и бензопилами. Можно, конечно, было бы работать и топором, но его удары часто оставляют сетку мелких царапин. Лед приобретает мутный вид и портит внешний вид готового изделия.

Нередко мастера в местах, где требуется в прямом смысле слова ювелирная обработка, пускают в ход бритвы. Они позволяют делать тончайшие срезы льда.

На завершающем этапе — полировке — применяются шлифовальные машинки, терки с металлическими шипами, а иногда и болгарка, которой прорезаются узоры.

А вот фен, утюг и электропаяльник помогают сгладить неровности и придать фигуре блеска. В случаях же, когда прикосновение горячим предметом может навредить рисунку или узору, мастера пользуются собственной голой рукой, нежно приглаживая деликатный участок. Потом, правда, руку лучше сразу погреть над фонарем, так как на морозе теряется чувствительность и можно незаметно получить обморожение кожи.

Подсветка

Несомненным украшением скульптур изо льда является грамотно смонтированная подсветка и подкраска искусственного льда еще на стадии его замерзания. Но последний способ не очень-то популярен среди мастеров. Дело в том, что крашеный лед уступает бесцветному, так как теряет свою способность переливаться в лучах солнца.

Но художники нашли другой метод украшать свои фигуры. На их поверхности они вырезают желобки и заполняют снегом, краской, цветным песком. Эффект получается замечательный.

Практические советы

  • Уделите особое внимание созданию эскиза. Не поленитесь сделать подробный набросок с расчетами и, может быть, даже уменьшенный макет из пластилина или пенопласта. Это поможет правильно сложить блоки и лучше увидеть объемно-пространственную композицию.
  • Не бойтесь импровизировать. Часто случается так, что из-за неудачного скола нарушается форма льда, и мастер вынужден отказываться от первоначальной идеи. Кажется, что все — работа уничтожена. Но это не так. Подумайте, как можно превратить неожиданный недостаток в преимущество, и продолжайте творить. Скорее всего, результат вас приятно удивит.
  • Если на улице минус 50, лучше не используйте воду для склейки льда. Лед начинает просто «рвать» на кусочки, и трещины могут пойти настолько глубокие, что скульптура разрушится.
  • Помните, на 90% успех вашего творчества зависит от инструмента. Он должен быть очень острым. Тогда сколы и срезы будут получаться ровными и гладкими.
  • Всегда держите наготове инструменты для заточки, так как при работе со льдом резцы быстро затупляются.
Выбираем одежду

Рабочее место мастеров, создающих снежные и ледяные фигуры, конечно же улица. Причем лучшие погодные условия для работы, когда столбик термометра опускается до отметки –30 градусов Цельсия и ниже. Поэтому очень важно позаботиться о рабочей одежде. Она должна быть и удобной, и достаточно теплой. Однако кутаться в теплые тулупы и шапки не стоит, как и одеваться в легкие одежды.

Скульптор работает руками, поэтому удобные и теплые рукавицы должны защищать от обморожения, но и не сковывать движения пальцев.

А вообще лучше всего выбирать спортивную экипировку — например, для сноуборда. Касается это и курток, и брюк, и обуви, и др. Не менее комфортно вы будете чувствовать себя и в специальной одежде для охотников.

Материал записала Елизавета Бордунова. Фото предоставлены Мастерской Кирилла Баира

5
1
8
9
10
7
6
2
3
4
Голосов еще нет