Тайна одного ножа. Часть 1

Нож из дамасской стали — это ли не мечта каждого настоящего мужчины, тем более если оружие представляет образец прекрасной авторской работы? Держать такой клинок в руках истинное удовольствие, а прикоснуться к таинству его рождения — большая честь.

Тульские кузнецы — одни из лучших мастеров-оружейников. Из поколения в поколение они не только передают старинные секреты изготовления дамасского клинка, но и постоянно совершенствуют процессы ковки. Созданные в тульских мастерских лезвия отличаются богатством и разнообразием рисунка стали.

Как резчик по дереву должен сказать, что получить в работу нож из дамасской стали — настоящая удача. И сегодня я хочу провести для вас мастер-класс по отделке рукояти такого охотничьего клинка. Выполнена ручка из древесины кавказского ореха, отличающегося крепостью и необычной текстурой.

На фото № 1 вы видите рисунок, который, по моей задумке, должен украсить рукоятку ножа. Помимо резьбы, я запланировал сделать всечку серебром и инкрустацию объемными вставками из самшита. Это довольно сложное техническое исполнение, которое применяю не так часто.

Резная раскладка

Берем полукруглую стамеску небольшого радиуса и прокалываем резную раскладку вдоль заднего упора, которая имеет одинаковые элементы рисунка по всему диаметру ручки (фото № 2). Сделав прокол одной части элемента на глубину 2 мм, меняем радиус стамески и прокалываем все одинаковые части рисунка. Так же обозначаем все другие фрагменты (фото № 3).

Работа спорится, чему способствует заранее сделанная разметка. Фрагменты рисунка получаются одинаковыми (фото № 4).

На нижней части рукоятки располагается лиственный орнамент. Это своеобразная основа, или начало, откуда будут выходить к верхней части рукоятки резьба и всечка. Обратите внимание: рисунок симметричный, поэтому достаточно сделать по два одинаковых прокола, меняя лишь радиус стамесок (фото № 5).

После цветов прокалываем канавки под всечку серебряной нитью. Для этого понадобится прямая стамеска. Но прежде плавным движением перемещаемся на верхнюю часть резьбы и инкрустации (фото № 6).

Всечка и инкрустация

Пришло время всечки. Радиусными стамесками прокалываем канавки глубиной 1 мм. При этом прокол одной части рисунка должен повторить радиус другой части (фото № 7). Уменьшаем радиус стамески по мере закручивания завитка на рисунке (фото № 8). Канавка готова.

Самое время переплести резьбу и всечку. В месте, где всечка должна уйти под резьбу, ее поверхность нужно занизить (фото № 9).

Оставим пока всечку и займемся инкрустацией. Из пластин самшита выпиливаем с помощью лобзика листочки толщиной 3 мм.

Чтобы контур карандаша при обводе инкрустированной детали был хорошо виден на темном орехе, предварительно на поверхность нанесем пиленую перламутровую пыль. Придерживаем элемент всечки тонким карандашом и обводим контур (фото № 10). Прямой узкой стамеской прокалываем контур на глубину вставки, а маленькой стамеской выбираем посадочное место под вставку (фото № 11).

Затем примеряем элемент по месту. Если он не входит с первой попытки, то мешающий край подрезаем. Подгоняем вставку постепенно, после чего клюкарзой, сделанной из тонкого надфиля, вычищаем дно посадочной полости, чтобы деталь как можно глубже опустилась в массив ручки и оказалась на одном уровне с поверхностью (фото № 12).

Аккуратно смазываем клеем ПВА только дно выемки, так как вокруг листка будем выбирать фон (фото № 13). Эту операцию проводим со всеми вставками из самшита согласно рисунку, который приобрел окончательный вид (фото № 14).

Вот теперь можно вернуться ко всечке серебром. Плоской стамеской плавно обнижаем ее поверхность (фото № 15). Кое-где делаем это вместе с самшитовыми вставками (фото № 16). Помним, что инкрустированные листочки — это неотъемлемая часть всечки и один из связующих элементов.

Перед нами рисунок, созданный из серебряной нити толщиной 0,2 мм и шириной 0,76 мм. Там, где линии всечки плавно соединяются, прямой стамеской поправим канавку. Расплющим кончик серебряной ленты и вставим в канавку вплотную к серебряной нити (фото № 17). Придерживая нить, аккуратно вставляем ее в прокол. Придаем серебру изгиб канавки (фото № 18). И вновь прижимаем нить в канавку. Закручиваем ее в спираль завитка, после чего обрезаем серебро в конце завитка (фото № 19).

Когда серебряный завиток готов, забиваем его молотком в дерево. Древесина его сожмет и будет удерживать (фото № 20).

Законченный вид завитку придаст серебряная точка. С помощью шила делаем в конце завитка небольшой прокол (фото № 21). Вставляем в него серебряную проволоку (диаметр 0,76 мм) и обрезаем бокорезами (фото № 22). Выпячивающийся кусок забиваем, но не полностью. Это важно, ведь при зачистке точка серебра может оказаться деформированной, а нам нужно, чтобы она имела ровные края (фото № 23).

«Набивка»

Вкрапливаем по линии завитка мелкие кусочки серебра. Это мой личный прием, с помощью которого придается законченный вид завитку. Использую его только в исключительных случаях, так как он требует много времени и терпения.

Закончив с «набивкой», формируем и сам контур всечки. Делаем прокол, который отделит ее от резьбы (фото № 24). Обнажаем контур всечки и резьбы, чтобы выбрать фон (фото № 25). Это последний штрих на данном этапе работы (фото № 26). Пока ручка мало изменилась. Мы прорисовали только конутр всечки и резьбы.

Мы продолжим украшать нашу рукоятку, и вы увидите, как она преобразится, превратившись в изысканное изделие ручной работы.

Валерий Простякин, г. Тула. Фото автора

Другие материалы на тему охоты, рыбалки и туризма читайте на нашем сайте ]]>«Охотник и рыболов»]]>

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)