Клей и замазки

Самодельный клей

Клей и замазки играют во всех ремеслах важную роль, а потому на них следует обратить особое внимание. Тем более, что их высокое качество важно столько же, сколько и надлежащий выбор в зависимости от рода и свойств склеиваемого материала.

Обычно любители разводят клей в большом количестве, а потом по мере надобности добавляют в него понемногу воды и вновь растворяют. Это большая ошибка, так как за каждым повторным разогреванием теряется часть клейкости.

Степень густоты клея играет тоже очень важную роль. На самом деле, если клей будет слишком жидким, то он впитается порами дерева и склейка выйдет очень непрочная. Если же клей окажется слишком густым, то уже во время самого процесса намазывания он застынет и потеряет клейкость, т. е. получится склеивание слишком несовершенное, и кроме того, темная риска склейки выйдет настолько широкая, что испортит вид работы.

Свойства и качества

Как узнать качество клея по его внешнему виду? На этот вопрос ответить очень трудно. Действительно, нет почти внешних признаков, по которым можно было бы судить о качествах. Одни говорят, что клей должен быть прозрачен и ломок, и тогда он будет хорош, забывая, что лучший мездряной клей не обладает этими свойствами. Другие впадают опять в крайность, требуя от клея бурого цвета и упругости.

Испытание клея лучше всего производить так: берут несколько кусочков клея, взвешивают их и опускают на сутки в холодную воду. Если по истечении этого срока клей не растворился и только разбух, получив киселеобразный вид и упругость в соединении с белесоватым цветом, то это уже отчасти указывает на хорошее качество клея. (Плохой клей при подобной обработке частично растворится, а в середине его окажется неразбухшее зерно, цвет же будет буроватый). Воду сливают, а всю разбухшую массу взвешивают, и по весу окончательно судят о качестве клея. Лучший, белый костяной клей, поглощает в 12 раз больше воды, нежели весит сам в сухом виде, а обыкновенный мездряной, или шубный клей, — в 5 раз больше. Действительно, этот последний клей сравнительно хуже. Склейку он держит недурно, но стынет слишком скоро, что затрудняет работу и требует быстроты намазывания. Если нельзя получить лучшего сорта клея, то можно клеить и этим, но тогда его следует разводить несколько жиже, а для задержания клея прокладывать между склейками кусок кисеи, намазанной этим же клеем.

Склеиваемые поверхности должны быть по возможности чище, а потому не следует их захватывать пальцами. Для усиления восприимчивости многие мастера намазывают склеиваемые поверхности чесноком.

Клей выпаривается из обрезков кожи, копыт, костей и пр., а потому в плитках клея могут остаться невыделенные частицы жира, которые ослабляют клей и вообще понижают его качество. Ввиду этого, не мешает произвести очистку клея, которая состоит в том, что его размоченные плитки вываривают на легком огне, а всплывший наверх жир снимают. После этого клей выливают на оцинкованные плитки, и, когда он застывает, режут на куски и сушат.

Из всего сказанного видим, что обращение с клеем довольно хлопотно и требует внимания.

Виды

Иногда клею требуется придать свойства, которых он по своей природе не имеет. Так, например, случается, что клей должен прочно сопротивляться сырости и не разбухать. С этой целью к 10 частям прокипяченного клея прибавляют одну часть льняной олифы и вновь кипятят. Для большей легкости и прочности к кипяченому клею прибавляют меду и цинковых белил.

Жидкий клей

Так как постоянная разводка клея представляет иногда затруднение, и к тому же для этого требуется много времени, то издавна уже пытались приготовить жидкий клей. Один из лучших рецептов прилагаем, с тем, однако, замечанием, что клей этот чувствителен к сырости. Когда варка клея окончена, то, не снимая с огня, прибавляют к нему понемногу 36‑градусной азотной кислоты (соотношение должно быть таково: на 10 весовых частей сухого клея 1½ весовой части кислоты). Кислоту надо подливать весьма осторожно и тотчас снять с огня.

Клей этот может свободно сохраняться в течение двух лет и не требует тщательной укупорки.

Жидкий клей по второму рецепту менее чувствителен к сырости, но зато его труднее приготовить.

При мелочных работах, какие обычно встречаются в токарном деле, нет возможности делать зажатые склейки, а приходится часто довольствоваться просто прикладкой и надавливанием рукой. При таких обстоятельствах клей должен быть очень липким и скоро высыхающим. Для сообщения клею этих свойств прибавляют немного спирта или даже политуры. Или же приготовляют его так: три части столярного клея размачиваются в восьми частях воды, и к раствору прибавляют ½ части соляной кислоты, ½ части сернокислого цинка. Смесь нагревают в течение 6–8 часов при температуре 80 градусов, после чего сливают в плотно закрывающуюся банку и сохраняют неопределенное время.

Рыбий клей

Он гораздо прочнее и клейче обыкновенного, но зато намного дороже. Готовится он подобным образом, т. е. предварительно размачивается в воде, затем излишек воды сливается, и клей варится обыкновенным путем. Хорошо к такому клею прибавлять несколько капель уксусной кислоты или даже простого уксуса. От этой прибавки ускорится растворение клея, и кроме того, он станет вынослив к сырости. Одно из хороших качеств рыбьего клея заключается в бесцветности, благодаря чему его можно с успехом употреблять для инкрустаций.

Бесцветный клей

Обыкновенный столярный клей имеет желто‑коричневый цвет, вследствие чего его употребление иногда очень неудобно, так как он портит вид работы, обнаруживая места склейки.

Совершенно бесцветный и очень прочный клей можно изготовить по следующему рецепту: берут 12 лотов чистого непулиавизированного каучука, и, изрезав его на мелкие кусочки, ссыпают в стеклянную колбочку, куда вливают также 10 лотов хлороформа, в котором каучук растворяется. Так как хлороформ очень пахуч, то колбу следует плотно закрыть пробкой. Колбу с содержимым время от времени осторожно взбалтывают для ускорения растворимости. Как скоро каучук совершенно растворится, в жидкость подсыпают 3 лота мастики. Дней через 10 мастика растворится, и клей готов. Для ускорения растворимости не мешает время от времени колбу взбалтывать.

Полученный таким образом клей крепок и бесцветен. Единственный его недостаток — это легкое воспламенение, а потому склеенных им предметов не следует подвергать сильному жару или подносить к ним зажженную свечу.

Клей для мелких токарных изделий

Для склеивания мелких токарных изделий употребляется следующий состав: растворить 4 весовые части канифоли с 1 весовой частью воска и 1 частью терпентина, добавить 2 весовые части мелко истолченного кирпича. Эта мастика быстро отвердевает и держится крепко.

Замазки

Для заполнения разных углублений, отверстий и сучковатых мест на деревянных предметах, можно пользоваться одной из следующих смазок. Она готовится так.

  1. Готовят крутую массу, смешивая отмученный мел с льняным маслом, или, что еще лучше, с лаком. Можно к этой массе прибавить еще массу из газетной бумаги, размоченной предварительно в воде.
  2. Сильно кипятят 56 весовых частей льняного масла с 32 весовыми частями умбры и вотума. К горячей смеси прибавляют 1 весовую часть желтого воска. Окончательно к теплой массе примешивают 44 весовые части мела и 88 частей свинцовых белил.
  3. Смешивают 2 весовые части ржаной муки и 1 весовую часть извести в порошке с таким количеством масляного лака, чтобы получилась пластичная масса.
  4. Разваривают 1 весовую часть хорошего клея в 14 весовых частях сырых древесных опилок к 1 весовой части молотого мела.
  5. Плавят в тигле 2 весовые части желтого воска с 1 весовой частью канифоли. Затем при помешивании добавляют 2 весовые части жженой охры в мелком порошке. Расплавленную массу разливают, заполняя ею углубления и отверстия. По охлаждении удаляют лишнюю замазку стамеской. Эта замазка сильно отвердевает и не портится ни от сырости, ни от теплоты.

Другой способ. Для получения прекрасной замазки берут мелко отмученную охру и сильно проваривают в железном тигле. После охлаждения тигли охру выливают и растирают, если в ней образовались комки, в однородный порошок. После этого берут железный тигель достаточной вместимости и расплавляют в нем 1 весовую часть канифоли. Когда она сделается жидкой, примешивают к ней 1 весовую часть густого скипидара. Когда канифоль растворится в нем, раствор смешивают с 2 частями предварительно приготовленной жженой охры. Поддерживают всю эту смесь в тигле теплою и заливают ею попорченные места на деревянных предметах. При этом следует обратить внимание, что проблемные места должны быть высушены как можно лучше. Вылитая масса делается тогда твердою, как камень. Излишек легко снимается стамеской и может быть снова употреблен в дело. Это просто приготовляемая замазка оказалась превосходной при всех испытаниях.

«Отделка поверхности деревянных изделий», XIX в.

Голосов еще нет