Рельефные узоры

Русская природа, северный лес, прозрачные, глубокие озера, деревенский быт русского севера — все это великолепие отражено в картинах карельского мастера резьбы по дереву Кронида Александровича Гоголева. Его творчеству уже больше 50 лет. Работами восхищаются и желают их увидеть тысячи людей, живущих в самых разных уголках России и далеко за ее пределами. Но не все знают, что Крониду Александровичу пришлось пройти не только долгий творческий путь, но и длинной дорогой Великой Отечественной войны…

Лишь в 1985 году, после двадцати лет занятий народным декоративно-прикладным творчеством, К.А. Гоголева приняли в Союз художников Карелии. А до этого его увлечение резьбой по дереву не воспринималось коллегами-художниками как вид такого же искусства, как живопись или скульптура. Но это не было столь важным для него. Главным было найти себя в жизни и видеть смысл в том, что делаешь.

— Я всегда восхищался великими художниками, такими, например, как Серов, — говорит Кронид Александрович. — Стремился хоть чуть-чуть приблизиться к ним. Но чем больше трудился, тем сильнее осознавал, что они недостижимы. Тогда я решил найти что-то свое в творчестве, что поможет обрести смысл. Занялся резьбой по дереву. И мне стало легче. Больше не нужно было ни на кого оглядываться. Я стал получать удовольствие и вдохновение оттого, что занимаюсь физической работой…

Единство формы и содержания

Работать с деревом Кронид Александрович начинал с небольших вещей. Затем попробовал наносить рельеф на изделия. Появились серии хлебниц, украшенных рельефными и ажурными орнаментами.

Чем больше трудился мастер, тем пластичнее становились его работы. Заметно это стало уже в серии фигурных декоративных сосудов. В каждом отдельном случае он стремился добиться единства содержания и формы. Декор считал необходимым элементом конструкции.

Кронид Александрович постоянно шлифовал свое мастерство, экспериментировал и пробовал новое. Освоив технику многослойной глубокой резьбы, он стал делать декоративные панно, которые отличались элементами перспективного видового пейзажа. Эффекта глубины и объемности в них достигал за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонировке дерева морилкой. В качестве материала всегда использовал липу — дерево, обладающее качествами, нужными для резьбы. Однако некоторые работы выполнены были из новозеландского йелотонга. Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.

Сюжеты, как правило, выбирал из карело-финского эпоса «Калевала», русского фольклора, природы Валаама, быта и праздников русского народа в деревне.

Валаам

Эта тема занимает целый этап жизни К.А. Гоголева, который он провел на этом живописном острове Ладожского озера. Многочисленные пейзажные зарисовки и этюды посвятил удивительной природе северного Приладожья. Конечно, эти картины еще не обладали ярко выраженной глубиной и насыщенностью действием, как более поздние работы. Им, скорее, присуща некоторая статичность и недостаточная разработанность образов. Эти изделия были далеки от произведений искусства и в основном становились украшением интерьеров. Тому было свое объяснение. Все предыдущие годы К.А. Гоголев занимался оформлением выставок, работал художником в местном театре, создавал композиции интерьеров общественных зданий.

Финские мотивы

После открытия границы с Финляндией между К.А. Гоголевым и известными финскими мастерами по дереву, такими, как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кента завязалась тесная дружба. Эти знакомства наложили яркий отпечаток на творчество карельского художника. Поменялась тематика и стиль его работы. Все больше стало появляться сюжетов карело-финского эпоса «Калевала», истории города Сортавала. Рельеф картин стал многоплановым, глубоким. Более того, у финских коллег Гоголев позаимствовал сочную, бархатистую технику тонировки. Наиболее известные работы этого периода — «Калевала», «Витязь», «В карельском крае», «Иматра», «Кирха в Ките» и другие.

Возвращение

Однако с возрастом художник вновь обращается к истокам русской культуры. В его творчестве начинают преобладать исконно русские мотивы, впитанный с детства быт деревни, русской глубинки 30-х годов прошлого века. «Зимний праздник», «Деревенское гуляние», «У церкви», «Базар», «Вечеринка» — эти картины наиболее четко отражают настроения Гоголева в последние годы занятия деревом.

Сегодня Кронид Александрович не работает с деревом — это тяжелый физический труд. Возраст — а мастеру уже 86 лет — дает о себе знать. Но художник продолжает заниматься живописью. Творчество его живет и развивается в стенах созданного им культурно-выставочного центра, который носит его имя и объединяет выставочный зал и детскую школу искусств.

Только в памяти

Две медали «За отвагу» и орден «За взятие Кенигсберга» сегодня украшают грудь художника. Они наглядно свидетельствуют о военном прошлом карельского мастера. Хотя сам он не любит рассказывать о войне и держит воспоминания о смертельных сражениях, потерянных на полях сражений друзьях и однополчанах глубоко в душе. Не находят они и отражения в его творчестве.

Шестнадцатилетним мальчишкой он попал на фронт. Участвовал в боях за освобождение Ленинградской области и Эстонии, Польши, во взятии Восточной Пруссии. Победу 1945 года встретил в Восточной Германии.

Из биографии художника

К.А. Гоголев родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье священника. В 27 лет, пройдя войну и сменив несколько мест работы, он все-таки осуществил свою мечту и поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. С этого момента началась его новая жизнь — жизнь в творчестве. Сначала, конечно, учеба, постижение секретов большого искусства, первые пробы, промахи и успехи. А за всем этим — немалый труд.

Сразу после училища Гоголева пригласили работать в Карелию. Поселок Кестеньга, город Сортавала, здесь он активно занимается художественно-оформительской деятельностью и преподаванием. В то же время продолжает и учебу и заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена.

— Это был очень насыщенный период моей жизни, когда приходилось много работать, — вспоминает К.А. Гоголев. — Но я знал, чего именно хочу, и всеми силами стремился к этому. Мне помогали знакомства с художниками, с которыми мы поддерживали тесные и даже дружеские отношения. Я бывал у них в мастерских, наблюдал за тем, как они работают, и учился, учился не переставая.

Все усилия и труды не прошли даром. Гоголеву предложили преподавать на базе института в Семипалатинске. Однако в городе Сортавала, где работы художника уже имели широкую известность (он руководил оформлением выставок, преподавал в школе-интернате, общеобразовательной школе, был художником-оформителем в местном театре, руководил студией), ему сделали другое предложение — организовать в городе детскую художественную школу и возглавить ее. В сентябре 1967 года учебное учреждение принимало своих первых учеников. Однако школа стала не только мастерской для юных художников, но и выставочным залом, где выставлялись известные советские мастера художественного творчества.

Мария Гоголева, директор "Культурно-выставочного центра им. Гоголева К.А."

gogoglev zal
beseda
nochnaya rybalka
ptica
u reki
Голосов еще нет