Верфь на вашем столе

Практически все знают о пластиковых моделях кораблей — недорогих, относительно несложных и очень популярных среди родителей, которые хотят приучить своих детей к усидчивости и кропотливой работе. При этом немногие знакомы с деревянными моделями парусников — настоящими копиями знаменитых кораблей прошлого. А ведь именно они составляют безумно увлекательный мир судомоделирования. И сегодня я хочу начать наше знакомство с ним.

Достаточно крупный масштаб моделей мореходных судов позволяет в деталях воспроизвести красоту стремительной шхуны или внушительную мощь линейного корабля с десятками пушек. А благодаря тому, что строятся макеты из того же материала, что и настоящие парусники, они выглядят очень натурально.

Игрушка ли?

Деревянные модели действительно строятся, а не просто склеиваются. Корпус корабля собирается далеко не из двух половинок. Сначала делается каркас из киля и шпангоутов (переборок), а затем он обшивается узенькими рейками-дощечками. Палубу корабля также необходимо выстилать досками, причем по правилам, «кирпичной кладкой» и короткими рейками: ведь где было взять мастерам-корабелам доски длиной с корабль — от носа до кормы?

Весь такелаж (канаты) натягивается по одной ниточке, с соблюдением их расположения на реальных парусниках. При этом такелаж выполняет не только декоративные функции: например, ванты помогают зафиксировать мачту и предотвратить ее раскачивание.

Так что рядом с мастером всегда будут лежать и обрезки дощечек, и обрывки канатов, и заготовки для будущих работ. В итоге рабочий стол и в самом деле начнет напоминать настоящую корабельную верфь, только уменьшенную.

Кто они — судомоделисты?

Занимаются таким кропотливым, но увлекательнейшим трудом, конечно, не дети. Судомоделисты — это люди взрослые, усидчивые, терпеливые и трудолюбивые. При этом стоят они от других моделистов обособленно: их к этому вынуждает морская специфика, мало распространенный (относительно пластика) в модельном мире материал — дерево — и разные методы работы с ним.

Может, потому в кругу судомоделистов (встречаются ли они вживую или общаются посредством Интернета) царят теплые, почти семейные отношения, основанные на уважении и взаимопомощи. Мастера всегда рады приветствовать в своих рядах новичков: бывалые «морские волки» обязательно не только подскажут основные принципы работы, но и поделятся своими секретами более реалистичной модели.

И, тем не менее, даже несмотря на такую сплоченность, их можно поделить на тех, кто:

  • собирает модели, пользуясь специальными наборами;
  • собирает модели из наборов, добавляя дополнительные детали или немного переделывая предложенную модель на свое усмотрение;
  • самостоятельно делает модели, используя часть готовых (покупных) деталей — например, пушки, порты, якоря, блоки, рымы и др.;
  • полностью самостоятельно строит модели, не используя никаких готовых деталей.

Естественно, на соревнованиях и выставках высокого ранга выставляют свои работы исключительно моделисты последних двух групп. Но это совершенно не значит, что первые две группы нужно рассматривать как недомоделистов!

С чего начать?

Как показывает многолетний опыт, многие из тех, кто начинает собирать модель корабля «с нуля», при этом не имея определенных навыков и знаний, часто терпят фиаско. Они не добираются порой даже до создания корпуса, просто увязнув в выпиливании шпангоутов. Но самое печальное, что нехватка терпения и рутинная работа вынуждают их отказываться от этого занятия. А тогда уж точно во второй раз к постройке модели захотят вернуться лишь единицы.

Вывод банален: чтобы понять, готовы ли вы стать мастером-корабелом сложных моделей, которые вас так привлекают, сначала стоит попробовать свои силы со сборки корабля уже из готового набора.

В заветной коробке

Любой набор моделей кораблей содержит в себе все необходимое количество реек нужных сечений и пород дерева, а также круглые заготовки для мачт и реев.

Обшивной материал

Как правило, для первой обшивки применяются липовые рейки толщиной 1,5–2 мм и шириной 4–5 мм. Более тонкие рейки на этом этапе лучше не использовать, так как именно от первичной обшивки будут зависеть прочность корпуса и его плавные обводы.

Рейки для первичной обшивки обязательно требуют обработки (сгибания) перед установкой. В противном случае, они могут сломаться или впоследствии отклеиться.

Обратите внимание также на то, что этих реек всегда больше остальных по количеству. Например, для больших и сложных моделей их может находиться в наборе до 80 штук.

Вторую обшивку обычно выполняют из темного или светлого ореха, также может быть использовано красное дерево. Этих реек тоже в достатке, при этом их толщина составляет 0,5–1 мм (крайне редко — 1,5 мм), а ширина — 4–5 мм.

Заметьте, чем тоньше рейки для чистовой обшивки, тем легче они гнутся и точнее подгоняются друг к другу.

Иногда, кстати, обшивка корпуса делается только одним слоем реек из ореха толщиной 1,5–2 мм. Это случаи, когда:

  • производитель набора хочет сэкономить на материалах (очень дешевые модели);
  • корпус модели предназначается под покраску (например, клипер);
  • в моделях необходимо показать внутреннее пространство корпуса.

Цельный корпус

Если набор предлагает модель с цельным деревянным корпусом, то, как правило, он изготавливается из бука и требует от мастера только провести шлифовку.

Здесь важен один момент: на таком корпусе имеется паз под киль и штевни. Часто из-за того, что он размещается не совсем по центру, у моделиста возникает куча проблем со сборкой. Ему приходится долго и много шкурить корпус, чтобы добиться симметрии относительно киля.

Наборный корпус

Если модель предполагает сборку корпуса, то киль, все шпангоуты, палубы и другие вспомогательные элементы прилагаются уже в готовом виде. Шпангоуты и киль выполняются в основном из фанеры, а палубы — из шпона толщиной 1–1,5 мм.

Палуба

Практически все наборы предполагают, что палуба в процессе постройки будет покрываться чистовой обшивкой из тонких реек. Однако есть исключения: иногда в составных корпусах палубу приходится делать настилом довольно толстых (1,5–2 мм) реек прямо на шпангоуты.

На средних и больших моделях также даются и марсы из шпона, которые впоследствии покрываются обшивкой из реек.

Дополнительные элементы

К любой модели прилагается некоторое количество мелких деталей. Это шлюпки, якоря, пушки и пушечные станки (лафеты), пушечные порты, «гребенка» для решеток, все блоки и юферсы, рымы и нагели, лестницы, окна, носовые и кормовые украшения, фонари, штурвал(ы), помпа(ы), брашпили и др.

Часть из них выполнена из дерева, а часть — из металла. И от качества этих деталей в большинстве своем зависит стоимость всего набора.

Нити

Для изготовления разного вида снастей, а также при необходимости для штурвального и якорного тросов в набор входят нити различного диаметра — от 0,1 до 2 мм. Как правило, для стоячего такелажа идут нити только темного цвета.

Паруса

Наборы парусников комплектуются в трех вариациях:

  • в наборе имеется кусок ткани необходимого размера, из которого по чертежу в инструкции необходимо будет раскроить паруса (масштаб 1:1);
  • паруса могут уже быть отпечатаны на ткани. Останется лишь вырезать их и прошить. Вот только вместе с формой парусов здесь же отпечатываются «швы», не всегда они выглядят привлекательно;
  • производитель обеспечил моделиста полностью готовыми парусами.

Всегда поставляются в наборе флаги, а нередко и специфические дополнительные детали, такие как «медная» обшивка нижней части корпуса, «коробочки» для пушек, которые располагаются на нижних палубах и лишь выступают из корпуса.

Обязательно в набор должны быть включены чертежи и инструкция на нескольких языках, а все этапы работы над моделью хорошо иллюстрированы.

Дорогое удовольствие

Заинтересовавшись темой судомоделирования, мало кто себе представляет, насколько это все-таки серьезное увлечение. И не только по затратам времени и сил, но и денег. Чтобы полностью самому построить модель корабля, мало иметь под рукой лишь материалы. Понадобятся инструменты, такие как электролобзик и токарный станок. Возможно, даже придется обращаться к специалистам-резчикам, чтобы, например, сделать огромное количество одинаковых пушечных портов или носовую фигуру. На все это, естественно, придется раскошелиться. И готовые наборы во многом заранее освобождают от этих проблем.

Важно знать

Главное достоинство готовых наборов сборных моделей заключается в том, что судомоделисту не нужно будет тратить время и силы на разработку конструкции корпуса корабля, создание чертежей, а также крепление основных элементов. Вся эта нудная и для некоторых неинтересная работа уже выполнена.

Более того, мастеру не придется ломать голову и над тем, где раздобыть необходимые для работы материалы. А это действительно глобальная проблема для тех, кто живет в отдалении от нашей столицы.

Еще один немаловажный аспект — к набору прилагается подробная инструкция по сборке модели. А это на 90% гарантирует то, что любой начинающий моделист не только справится с работой, но и получит определенные знания и умения, которые позволят ему приступить к выполнению более сложной задачи.

Даже те, кто хочет нечто большее, нежели им предлагает набор, смогут воплотить свои задумки в жизнь. Им достаточно будет доработать имеющуюся модель. При этом недостающие детали можно также приобрести в готовом виде, а можно попробовать смастерить самому.

Валентин Демин, г. Москва. Фото предоставлено сайтом «Верфь на столе»

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 votes)