Вторая жизнь старой лодки

На волнах, чуть покачиваясь, красуется деревянная лодка-кижанка. В лучах осеннего солнца отблесками играют ее свежевыкрашенные борта. Мы любуемся на дело своих рук и сами не верим, что несколько месяцев назад это судно претендовало на место на свалке.

Началась эта история чуть больше года назад. Мы с коллегой работали в деревне Ямка: увеличивали в одном из домов разделку (это расстояние от печной трубы до кровли). Погода была восхитительная, природа в округе тоже. Забравшись на крышу, мы обратили внимание на деревянную лодку. Одинокая, она лежала на берегу озера, дополняя ландшафт острова Кижи.

Знакомство

Как только выдалось время, мы решили поближе познакомиться с находкой. Оказалось, что на расстоянии лодка выглядела значительно лучше.

На самом же деле верхние доски ее бортов с усилительным поясом были съедены гнилью. Сильно подгнил и киль. А от кормового штевня и вовсе осталась только его верхняя часть. Не в лучшем состоянии находился и нижний борт, на котором виднелись полутора-сантиметровые дыры.

Стало ясно: выходить в такой лодке на воду никак нельзя. Однако кое-какие вещи говорили о том, что ее еще можно восстановить.

Не знаю почему, но мы единодушно решили взяться за это дело.

За работу!

На тракторной телеге мы перевезли кижанку на место, где предстояло провести операцию по омолаживанию лодки.

Начали с того, что удалили с кижанки всю грязь, оставшуюся смолу, а также гнилые конструкции: полупалубки, верхние борта, мосточки и нашести.

После этого занялись вопросом подбора материалов. С острова Большой Клеменецкий привезли еловый корень и доски.

Кокора

Первой обработали кокору. Это та часть елового пня с большим корнем, из которой вытесывается изогнутая носовая или кормовая часть лодки (форштевня и архштевня).

Однако уже на следующем этапе мы вновь столкнулись с трудностями. Нужно было правильно причернить новую кокору к старой килевой доске — матице и бортам. Для этого пришлось удалить сгнившие концы досок. Лодка сразу уменьшилась в размерах: стала короче, а корма ниже.

Кстати, вряд ли бы справились с этим делом, если бы не мастер-лодочник Владимир Охотников. Он рассказал, как правильно установить кокору, какими должны быть угол ее наклона, ширина и высота от бортов, как правильно выбрать паз для крепления набоя.

Набой

Закончив с кокорой, мы принялись за верхние доски бортов. Тщательно их причертили и сшили с помощью кованых гвоздей, которыми подковывают лошадей. На это ушло довольно много времени. Хорошо, что дельным советом с нами поделился потомственный мастер-лодочник Александр Бурков. Он и подсказал, что причерченную доску нужно с двух сторон намочить водой, тогда она плотнее ляжет на свое место. И правда, лодка заметно преобразилась.

Последние приготовления

Теперь предстояло изготовить и установить усилительный пояс из порубня и огибня из узких досок. Следующими были клюхи и полупалубки, скамейки, упоры для крепления парусов, мосточки и весла.

Когда все было готово, лодка была проконопачена. Использовали для этого паклю и смесь смолы и битума. Первая позволила защитить судно от намокания, а битум прикрыл все сквозные щели. Оставалось только покрасить лодку, что с большим удовольствием и сделали.

Через некоторое время наша кижанка, которую мы назвали «Заонежаночка», была готова к спуску на воду.

По материалу Михаила Теребова, начальника отдела учета и хранения недвижимых памятников музея-заповедника «Кижи». Фото предоставлены музеем «Кижи»

1
2
3
4
5
6
7
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 vote)