Деревянная сказка

Любой мастер резьбы по дереву наверняка согласится, что дерево — это особый материал, обладающий поистине удивительными свойствами. Стоит поработать с ним — смастерить полезную вещицу или выстрогать незатейливую фигурку, и руки уже никогда не забудут, каким может быть податливым этот материал. Хочется возвращаться к нему, вновь творить и создавать. Соглашается с этим и томский резчик по дереву Александр Царегородцев: ведь его история работы с деревом начиналась именно с этого.

«Ермак»

Существовал в 90‑х годах прошлого столетия в сибирском городе кооператив «Ермак». Здесь на продажу делали деревянные изделия. Коллектив был небольшим, поэтому каждому, кто приходил сюда на работу, всегда находилось дело. Нашлось оно и для молодого Александра.

Парень он был не лишенным художественного взгляда и, что немаловажно, быстро обучаемым. Вместе с опытными мастерами строгал, пилил и резал. Сколько его руками было сделано дверей, резных панно, скамеек, конечно, не считал. Хотя может похвастаться, что две его работы сохранились до сих пор. Это деревянные домики, сделанные специально для детского сада. Они и сегодня служат для развлечения местных малышей.

— Работали не только по заказам разных организаций, но и занимались художественной объемной резьбой. — рассказывает Александр. — Многие резали для себя. Так и я, сделал свою первую фигурку. Это была деревянная копия резиновой игрушки — дракончик.

Веселые гномы

За дракончиком на свет появился и первый гном. Кто-то в мастерской вырезал фигуру сказочного персонажа. «Может, и мне попробовать», — подумал наш герой и взялся за инструменты. Знал ли мастер, что этот гном станет первым из тысячи других?

— В год я вырезаю где-то до 300 разных фигур, — продолжает рассказывать мастер. — Есть среди них достаточно крупные — высотой до 60 см, но в основном делаю миниатюрные скульптуры. Кстати, самая маленькая имеет размер со спичечный коробок.

Гномы у мастера, надо сказать, получаются душевными. Среди них не найдешь грустных или злых героев. Выражение на сказочных лицах всегда доброе и приветливое. Почему? Ответ прост: такие фигурки пользуются куда большим спросом у любителей декоративно-прикладного творчества.

Образы приходят во время работы

Александр хоть и имеет художественное образование, но никогда заранее не рисует эскизы будущих форм. Все образы рождаются в момент, когда руки начинают строгать дерево.

— Беру брусок, присматриваюсь к расположению древесных колец и прикидываю, где должны быть плечи, как расположатся голова и руки, — говорит Александр. — Прямо на дереве делаю карандашные пометки и… за инструмент. Начинаю резать, и вот уже на меня смотрят веселые глазки. Конечно, сначала лишь в воображении, но потом именно такие появляются у деревянной фигурки.

Чаще всего работает резчик с небольшими брусками: 5–10 см высотой. Старается выбирать кусочки гладкие, без дефектов. Тем не менее и недостатки дерева умеет превратить в достоинства.

Например, попадется ему брусок: всем хорош, только вот на верхней его части сучок затесался. От него мастер не избавляется, а использует как декоративный элемент. Вот, например, фигура дровосека, держащего в руках полено с самым настоящим сучком (см. фото). Разве не оригинально?

Особенно много внимания уделяет деталям. Тщательно прорезает все морщинки на лице, складки на одежде, и даже волос на голове лежит один к одному, словно настоящий.

Добиваться такого эффекта Александру помогают его инструменты. Чаще всего он использует маленькие уголки, стамески, резаки, чей размер лезвия редко превышает 2 мм. Кстати, большинство орудий — тоже работа мастера. При этом изготавливает он их исключительно под свою руку, чтобы мастерить было удобно и комфортно.

В результате лыжники, охотники, рыбаки, фотографы и другие персонажи выходят из-под рук мастера очень «живыми». И стоит заметить, одна фигурка, даже копия, никогда не повторяется дважды.

Из «священного» ящичка

Как и многие другие коллеги по творческому цеху, Александр для своих фигур использует кедр, хотя в его «священном» ящике для материалов найдутся и сосна, и береза, и даже бук. С каждой из пород у него сложились свои отношения, я бы даже сказала, любовные.

— Вот витая береза: удивительный материал! — показывает мастер свои «сокровища». — Посмотрите, как ровно располагаются волокна. А стоит прошкурить и промарить ее, и после высыхания рисунок дерева становится волнистым. Именно гномов я из березы не строгал, зато делал ручки для инструментов.

Пополняет запасы древесины мастер регулярно, при этом нередко находит интересные экземпляры прямо на улице. Выброшенные предметы из дерева в опытных руках быстро перерабатываются и ждут своего часа, когда дадут жизнь новому изделию.

Елизавета Бордунова. Фото Александра Царегородцева

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Голосов еще нет