Искусство управлять огнем

С того момента, как была изобретена электродуховая горелка, прошло несколько десятков лет. Художники–прикладники между собой называют ее «огнедышащим пистолетом», а недавно и научное сообщество заговорило о приборе как об инновации в графике. Пока такого рода техника выжигания по дереву не получила широкого применения. Однако мастера не сомневаются в ее будущем.

Чем привлекательна тоновая пирография, и какие открывает грани для творчества? Понять это помог один из ведущих новосибирских мастеров–пирографов Николай Гладенко. Он рассказал свою историю овладения «огненной кистью».

Желание жечь

Прикосновение раскаленного докрасна металла к поверхности дерева всегда будоражило воображение человека. Ведь в этот момент соприкасаются тайны природы, рождается нечто новое, прекрасное. Наверное, чувство причастности к этому чуду и подвигает многих людей брать в руки электровыжигатель, увлекаться выжиганием по дереву.

Однако полной свободы для творчества и полета фантазии с помощью прибора достичь нельзя. Возможно, поэтому начинающие творцы порой теряют интерес к выжиганию, находят новые увлечения.

— Мальчишкой я тоже отказался от выжигания, хватило меня тогда не больше, чем на полгода, — рассказывает Николай Гладенко. — А все потому, что в один прекрасный день мне захотелось чего-то большего. Попробовал еще и еще раз — не получилось. И я почувствовал себя как птица в прерванном полете: и скорость низка, и больших площадей не зачернить, и переходов тона и оттенков не передать, и канавки портят поверхность.

Тем не менее, навсегда забыть запах дымка творчества ему так и не удалось. Где–то в глубине души осталось желание творить. Но не было под рукой у юного Николая инструмента, который бы отвечал его желаниям.

Невозможное возможно

Будучи студентом Новосибирского электромеханического техникума, Гладенко как-то увидел картинки и сувениры из дерева. Они были выполнены так, как он мечтал это делать. Неужели есть способ управлять огнем? Оказалось, да. Работы были сделаны с помощью уникального прибора, похожего на пистолет. Его включали, нагревали, а затем через специальную трубочку выдували из ствола раскаленный воздух, который «мазками» ложился на дерево. Автором этого чуда был инженер-изобретатель института гидродинамики новосибирского Академгородка В. И. Семенов. Обучались же студенты владению новым инструментом в студенческом кружке выжигания и чеканки, руководителем которого был Н. А. Долгушин.

— Можно, я тоже буду ходить к вам? — робко поинтересовался Николай.

— А стометровку хорошо бегаешь? Легкие в порядке? — в свою очередь спросил парня руководитель кружка.

— Не жалуюсь.

— Приходи тогда, пробуй.

Этот разговор между будущим мастером и руководителем кружка состоялся в 1978 году. Несколькими годами позже Николай Гладенко познакомился и с изобретателем чудо-прибора. Сегодня их связывают тесные дружба и сотрудничество.

Учение всему голова

— Сначала я делал, как и все, мелкие сувениры, — продолжает рассказ Николай. — А когда создал настоящий портрет, то понял, что возможности «огнедышащего пистолета» в пирографии практически ничем не ограничены. И голова закружилась от перспектив…

Однако не все и не всегда было просто. Осваивая новую технику, Гладенко приходилось интуитивно подбирать материал, инструмент, сюжет, композицию… Когда что-то хорошо получалось или совсем не получалось — анализировал: почему так вышло? В результате пришлось постигать строение дерева, его свойства, заглянуть в учебник физики и буквально «внутрь себя» — познать физиологические особенности органов дыхания человека. А еще разобраться в основах живописи, графики, декоративно-прикладном творчестве. Словом, поработал Николай интенсивно.

Разделяй и властвуй

Мгновенное и плавное управление температурой — это и есть искусство пирографа. Мастер находится между несовместимыми субстанциями — огнем и деревом, разделяя и соединяя их, властвуя над ними.

— Я бы сказал, что это процесс дозированных эмоций, — утверждает Н. Гладенко. — Недожег — можно дожечь, пережег — выбрасывай. Работаем только в одну сторону — от белого к черному, как черной тушью по белой бумаге. Мера всему — порыв души, удовлетворение, или, наоборот, неудовлетворенность. Поэтому, повторюсь, очень важно чувствовать себя. Когда ты своим дыханием вдуваешь огонь в поверхность дерева, то понимаешь — тебе подчиняется огонь! Ощущение непередаваемое. Уходит все лишнее, ненужное, искусственное… Процесс успокаивает, облагораживает. Получаешь чувство огромного удовлетворения и наслаждения. Слышал от некоторых мастеров: «По окончании работы чувствую себя выжатым лимоном». У нас, напротив, наступает упоительный отдых.

Но есть и другая сторона творчества. Ни в коем случае пирограф не имеет права забывать, что он работает исключительно с источниками повышенной опасности. Огонь не прощает халатности, неуважения и пренебрежения. Только обращаясь с ним на «Вы», наиболее полно можно отдать себя творчеству.

Коллегами и ассистентами в работе тогда становятся огнетушитель (автомобильный) и противоожоговый аэрозоль, и на всякий случай брезентовый фартук. Их всегда надо иметь под рукой. На рабочем столе не должно быть ни одного лишнего предмета. Стол, стул, пол и стены должны быть из несгораемого материала, инструмент и электропроводка — исправны. Это дает уверенность и спокойствие.

Твори для себя

«Огненная кисть» способна показать все тени, полутона шарообразных и выпуклых тел. Наверное, оттого черно-белая графика, старинные фото считаются самыми востребованными жанрами в этой технике выжигания. Владеет ими и новосибирский пирограф. Свое творчество он посвящает всему красивому, что есть в жизни. Огнем он передает красоту женщин, животных и природы. Среди его работ есть также натюрморты, паруса, ретро-автомобили, ретро-самолеты, графические и фотографические изыски.

Что-то мастер делает в подарок для друзей, родных, на будущие выставки, а что-то только для себя. И, как ни странно, именно работы, сделанные для себя, приобретаются с выставок в первую очередь.

— У меня была любимая работа «Сестры», — говорит Гладенко, — ее быстро купили. Я заметил, если что-то нравится в первую очередь самому, эта работа потом приобретается в подарок тому, кого сложно чем-либо удивить.

Чтите вечное

Есть в творчестве Н. Гладенко темы, которые занимают в его душе особое место. Это картины, посвященные Великой Отечественной войне. Почти все они посвящены его земляку Александру Покрышкину.

— Читаю его книги, читаю о нем уже несколько десятилетий, и не перестаю удивляться этому человеку, — говорит Николай. — Его опыт, оказывается, можно раскладывать по нескольким самостоятельным отраслям знаний. Я же только подхожу к военной тематике. В своей технике хочу огнем показать накал боя, поединок техники, за которыми символически стоят две противоположные идеологии — «наш» человек и «не наш»… Стремлюсь передать, может быть, и что-то философское, и понятные всем человеческие чувства.

Гладенко настаивает: военная тематика — особый жанр. Тут как у иконописцев: не берись, если не прочувствовал, если не знаешь темы. Но когда она все же рвет душу, тогда ищи повод и возможности выразить эмоции. По мнению мастера, в военном времени есть многое, что забыть невозможно. В этом он и видит благодатную почву для творчества — показывает то, что волнует лично его.

Техника будущего

На первой же выставке творчество нашего героя получило много восхищенных отзывов. А один из посетителей все никак не хотел верить, что это ручная, а не фабричная работа. Однако, как в любой бочке меда есть ложка дегтя, так и Николаю Гладенко доводится слышать в свой адрес не только хорошее. Был даже случай, когда один художник назвал его шарлатаном.

— Сталкиваюсь и с непониманием: мол, зачем вообще нужна такая техника, — говорит Николай. — На это отвечаю, что Генри Форда сначала тоже не все понимали, говорили — зачем использовать автомобиль, когда все привыкли ездить на лошадях. Убежден, за тоновой пирографией будущее. Она способна стать не только увлечением, но и любимой работой.

Не обращая внимания на неоднозначные оценки своего творчества, Николай продолжает идти своим путем. В рамках проводимых выставок он охотно проводит мастер-классы, особенно много внимания уделяет детям.

— Когда глаза ребенка загораются желанием творчества, нельзя упускать этот момент, — говорит он. — Нужно дать ему попробовать себя. Увидел, удивился — пожалуйста, вот прибор, вот заготовка. Понравилось — приходи, будем учиться. Моя задача — передать ребятам свои секреты, накопленные за 30 лет, чтобы они не тратили время на поиски подобно мне, а сразу начинали творить.

Елизавета Бордунова. Фото из личного архива Николая Гладенко

master sobstvennoy personoy
alfa romeo rl super sport1925g.
s ocherednoy pobedoytovarishch komandir
mezhdu boyami na kubani
deti probuyut vyzhigat
bitlz
vinograd foto g.soshalskogo
gospoda oficery. s fotografii e.kodesh
Голосов еще нет