Фигурки с душой

Резчики по дереву создают не просто красивые фигуры, они умеют оживлять свои изделия. Даже застывший в неподвижной позе деревянный человек или животное может вызвать ощущение одушевленности. Возникает вопрос: как мастера добиваются такого эффекта? Предлагаю сегодня попробовать раскрыть еще один секрет искусства резьбы по дереву.

Часто объемные фигурки, выполненные начинающими резчиками по дереву, выглядят неподвижными, как истуканы. Чтобы исправить этот недостаток, в первую очередь следует разобраться в техниках создания разных образов, а также способах передачи движения. Они просты и вполне доступны.

Статика и динамика

С помощью схем попытаемся понять, что такое статика и динамика в скульптуре. Для начала рассмотрим обычную неподвижную фигуру (рис. № 1). Нарисуем две линии. Одна (№ 1) должна соединить плечи рыцаря. Другая (№ 2) проходит по линии бедер. Обратите внимание, что они расположились параллельно. Вот это и есть статичность.

Теперь возьмем фигуру, выражающую какое-либо движение (рис. № 2). Здесь линии плечевого пояса и бедер пересекаются, что является признаком динамики. Она может быть еле заметной или явно выраженной.

Убедимся в этом, рассмотрев следующие три рисунка. Но прежде в месте пересечения линий поставим точку схода — С. Измерим рост нашей скульптуры (отрезок В) и расстояние от центра скульптуры до точки схода (отрезок А). Сопоставим эти два отрезка.

Так, на рис. № 3 отрезок А намного больше отрезка В (либо точки схода нет вообще). Это значит, что в фигуре больше статики, чем динамики.

На рис. № 4 оба отрезка равны, или их разница незначительна. В этом случае фигура уже наделена некой динамикой, но не такой выразительной, как на рис. № 5. Здесь отрезок А на порядок меньше отрезка В. И мы видим, что скульптура отображает активное действие.

Игра мимики

Не только движение может сделать скульптуру динамичной. Выражение лица, глаз и губ также способны передать динамику образа. Кстати, благодаря работе над мимикой мастерам удается сочетать в своих работах на первый взгляд несовместимые вещи — статику и динамику.

Геометрия образа

Работая над своими изделиями, резчики нередко прибегают к вот такому художественному приему: еще в процессе создания эскиза они вписывают фигуру в одну из основных геометрических форм. Например, если скульптуру поместить в треугольник, это еще больше усилит статику. Ощущение завершенности и гармонии даст круг. А вот квадрат непременно будет ассоциироваться с равновесием.

Замечу, что этот прием используется не только для создания статики, но и динамики. Стоит только отклонить геометрическую фигуру, в которую вписано изделие, от вертикальной или горизонтальной оси, и скульптура приобретает признаки движения.

Однако этот способ можно применять не только для скульптуры целиком. Порой достаточно вписать в круг или квадрат отдельные ее части. Так проще создавать более сложные изделия.

Равновесие

Большое значение в объемной скульптуре имеет понятие равновесия. Это такое состояние фигуры, когда один ее элемент уравновешивается другим: сверху и снизу, справа и слева, по диагонали и т. д. При этом уравновешена должна быть не только масса, но и фактура изделия. Но бывают случаи, когда мастера намеренно нарушают правила равновесия. Как правило, делают они это с целью создания определенных образов, которые не должны вызывать у людей ощущения гармонии.

Полезно знать

Деревянная скульптура — это по-настоящему сложный, но в то же время интересный вид объемной резьбы. Осваивать ее лучше всего с выполнения статичных фигурок людей. Для начала можно вырезать несколько фигурок, постепенно усложняя их формы и увеличивая размеры. При этом большое внимание следует уделять созданию силуэта. Важно как можно точнее передавать его форму и объем, добиться пластичности фигурки и аккуратной обработки ее поверхности. Если скульптура предполагает наличие сквозных отверстий, например, между ногами или телом и рукой, то лучше всего их делать после обработки основных форм. В противном случае вы рискуете допустить ошибку при распределении массы.

Создавать многофигурную композицию стоит только после того, как она будет решена в целом, и лишь затем выполнять отдельные предметы. Вырезать орнамент одежды человека или шкуры животного нужно на последнем этапе резьбы.

А. Сенкевич, Челябинская область, г. Снежинск. Фото изделий Александра Царегородцева

ris 5
ris 1
ris 2
ris 3
ris 4
gnomiki
gnomiki 1
gnomiki 4
gnomiki 3
gnomiki 2
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (2 votes)