Выделка осиновых лодок

Осиновые лодки делаются небольших размеров: длина — от 5 до 8 аршин, ширина посредине — от 1 до 1½ аршина. Они обладают своим особенным, очень ценным качеством — легкостью.

Вес такой лодки колеблется всего между 2 ½ и 5 пудами, так что один человек может без особого труда перетащить на себе такую лодку на расстояние до 200 сажень, что часто и делается рыболовами при перекочевке с озера на озеро и сплавщиками леса при перевале через узкие, длинные мысы. Груз, выдерживаемый ими, простирается до 6 человек.

Виды лодок

Существует два сорта лодок — обыкновенные и «набойницы». Последние отличаются от первых лишь тем, что по бокам их с обеих сторон для большей вместимости пришито по тонкой еловой доске. Такая лодка в состоянии поднять 8 и даже 10 человек.

Выделка лодок не составляет исключительного промысла крестьян, а производится ими в свободное время, преимущественно в лесу, в феврале, марте и апреле, попутно с другими лесными работами.

Материал

Осина для лодки употребляется высокого качества: прямая, круглая, без гнили, щелей, облуп, «корнеговатая» (с волнистыми слоями, благодаря чему не дает щелей в сухом воздухе) и комлевая.

Размер

Первым делом мастер тщательно осматривает подходящее бревно и соображает, какой длины может выйти из него лодка. Если оно удовлетворяет требуемым качествам на протяжении 5 аршин, то отрезается 5 аршин, если 8, то 8 аршин.

Длиннее 8 аршин осиновые лодки не делаются, ибо почти невозможно найти бревно, годное для лодки, длиннее этого, а короче 5 аршин не бывает, потому что такая лодка была бы мелка и неудобна для плавания.

Выделка

Следующим делом с бревна снимается кора, а его комлевому концу придается законченная форма (рис. № 1 и № 2).

Следующей заботой мастера является выборка внутренности бревна. Для этого употребляется железный инструмент — «тесло». Он похож на кирку, только у кирки острие вытянуто по прямой линии, а у тесла изогнуто в дугу (рис. № 3).

На верхней стороне бревна вдоль его намечается топором фигура в виде удлиненной восьмерки (рис. № 4), внутри которой и должна вырубаться сердцевина бревна. Впоследствии мысы «а» и «в», образованные верхней и нижней частями восьмерки с боков ее, будут отогнуты в стороны и послужат бортами лодки.

Внутренность бревна вырубается до тех пор, пока расстояние до его поверхности не будет около вершка. Глубже этого рубить опасно, так как можно ошибиться и толщина стенок лодки местами будет или очень толста, или тонка, как пленка, тогда как она должна быть ровно в ½ вершка.

Сторожки

Для достижения этого существует такой способ: мастер выравнивает стругом всю внешнюю поверхность выделываемой лодки и на ней наносит поперечные линии от борта до борта через каждые ½ аршина, от кормы и до носа (рис. № 5).

На каждой из этих линий через 2 вершка просверливает сквозные дырки диаметром немного менее ¼ вершка.

Затем из коры осокоря выстрагивает около 100 «сторожков» (палочек), длина которых должна соответствовать толщине стенок лодки, то есть ½ вершка, а толщина — ширине сделанных дырок.

После этого в каждое отверстие натуго вколачивается по сторожку. Они отсюда никогда не выпадут, так как кора осокоря обладает значительной упругостью и в объеме не уменьшается (кроме нее, никакая кора для этой цели не годится).

Развертка лодки

Теперь мастер уже смело продолжает внутреннюю, окончательную выделку лодки.

Находящиеся в отверстиях сторожки отлично обозначают предел, глубже которого вырубать нельзя. Таким образом из бревна получилась лодка, но пока еще в свернутом виде (рис. № 6). Ее нужно развернуть.

Это трудный и кропотливый акт при выделывании лодки. Развертывать нужно осторожно и постепенно, иначе могут появиться трещины в ее стенках.

Во избежание этого лодка распаривается над огнем, отчего древесина делается мягкой и гибкой.

Лодку утверждают в горизонтальном положении на высоте ¾ аршина от земли, навалив немного на бок, в нее наливают воды, а под ней разводят огонь (рис. № 7), чтобы она не загорелась и даже не углубилась. Время от времени смачивают мокрой мочальной кистью, надетой на рукоятку (рис. № 8).

Через полчаса этот бок распаривается. Тогда внутри лодки между ее боками вставляются распорки. Благодаря им разогретый бок отогнется в сторону (рис. № 9).

Затем лодку поворачивают к огню другим боком и проделывают то же самое. Только теперь распорки вставляются гораздо длиннее поверх, чтобы и этот бок настолько же отошел в сторону (рис. № 10).

Если лодка получилась недостаточно широка, то бока ее расправляются еще по одному разу. Распорки же постепенно удлиняются до требуемой ширины лодки. На распаривание и разводку лодки потребно от 2 до 3 часов.

Упруги

Теперь мастер вставляет в нее «упруги» — это изогнувшиеся в дугу корни каких-либо легких деревьев: сосны, ели, пихты, ивы и осины (рис. № 11). Одну — в носу, другую — в корме и две - в середине (рис. № 12). Цель их — не давать свертываться и разводиться лодке. Прикрепляются они лыком или веревкой к оставленным заранее на стенках лодки возвышениям с провернутыми отверстиями.

Набойница

Если нужно сделать набойницу, то остается только к бортам приготовленной лодки прибить по еловой доске шириною 4 вершка и толщиною ½ вершка (рис. № 13), а в месте прикрепления промазать смолой, если же останутся отверстия, то залепить варом, чтобы не просачивалась вода.

Далее лодке дают проветриваться в течение дня, а потом жирно намазывают разогретой смолой и кладут на солнце. Смола быстро впитывается в нее, и лодка готова. Остается только сделать весло, спустить на воду и плыть.

Такие осиновые лодки не только легки, но и эластичны и прочны. Если судно ежегодно смолить, то оно может прослужить, по меньшей мере, 12 лет.

Из журнала «Хутор», № 10 за 1908 год.

Фото из журнала

Интересно знать

Лесничество отпускало осину для лодок в любое время года, без торгов и надбавок на таксовую стоимость, причем разрешалось заготовлять ее выборочно среди ежегодно отводимых лесосек.

Крестьяне работали в лесу — заготавливали дрова и бревна — и внимательно всматривались в осиновые бревна. Если находили бревно, пригодное для лодки, то немедленно срубали дерево и вывозили его, складывая в особом месте. Размер бревен был таким:

длина — от 5 до 8 аршин, толщина — от 8 до 12 вершков. Цена по таксе колебалась от 25 до 85 копеек. Вырубка и вывозка из лесосеки до речки производились на расстояние 3 - 5 верст вместе с другими строевыми, не делая им особенного учета.

1
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
Голосов еще нет