Наставление при окрашивании и травлении

Резное панно из дерева

До сих пор мы говорили о травлении и окрашивании только вскользь и нисколько не касались приемов самой работы. Окраска и травление лучше и легче всего удаются на деревах светлых, как сатиновое и каштан. По большей части бывает вполне достаточно однократнаго покрытия протравой перед окончательной шлифовкой, чтобы придать работе окончательный, вполне изящный вид.

Чтобы хорошо и опрятно исполненную работу не испортить безалаберным наложением красок и лакировкой, следует всецело придерживаться нижеследующих наставлений.

Шлифовка

Прежде всего, готовое резное украшение должно быть весьма осторожно прошлифовано самой тончайшей стеклянной шкуркой, но только так, чтобы не затереть кантиков. Точно так же надо озаботиться, чтобы все карандашныя линии контура были удалены, т.к. при травлении оне не исчезнут, а напротив, станут еще ощутительнее заметны. Теперь всю поверхность работы смачивают возможно равномернее тепловатой водой, от такой обработки открываются все поры дерева и оно становится восприимчивее для травления. После просушки производят еще раз осторожную шлифовку стеклянной шкуркой №00, благодаря чему поверхность резьбы выглаживается, и в дальнейшем уже не станет чувствительно шероховатой, несмотря на повторное увлажнение. При очень мягких деревах операцию отволоживания теплой водой, высушивания и шлифовки надо повторить, по крайней мере, дважды.

Что касается самого травления, то раствор приготовьте светлый, подходящаго цвета, и подобранный по цвету так, чтобы окраска, составная с цветом дерева, подходила именно к желательному тону. Значит, протравы должны принадлежать к группе прозрачных красок.

Следует принять за правило, никогда не употреблять иных тонов окраски, как только мягкие, спокойные, и несколько тусклые, потому что при них общий вид работы будет представляться много лучше, чем при ярких окрасках. Яркими красками пользуются в очень ограниченных пределах и только в крайности, когда надо почему-либо получить известное оживление тона — цветовое пятно. Так, красный цвет, а равно светло-голубой, берутся лишь для мельчайших цветков, которые могли бы затеряться в массе зелени, а также для выделения самоцветных камней на ровном матовом фоне оправы. Равным образом следует избегать большого количества разных окрасок на одном и том же предмете, так как получится неприятная для глаза пестрота и безвкусица. Яркия краски налагаются посредством полусухой кисточки, в противном случае могут появиться после просушки пятна, если же потребуется усиление тона, то во всяком случае наложение краски может быть повторено несколько раз, все же с промежуточной высушкой ранее наложенного слоя.

Цветовая гамма

Один какой-нибудь цвет должен быть господствующим, например, — светлый коричневато-зеленый, серо-коричневый и т.п. Но необходимо оживить мертвое однообразие тона какой-нибудь другой краской, например, красной, закрапленной в очень незначительном количестве, т.е. разбросанными кое-где на поверхности красными точками или звездочками. Или же, если господствует светлый желтоватый цвет протравы дубоваго дерева, то на общем фоне делаются вразброс светлыя, синевато-лиловыя пятнышки. Если большая поверхность закрашена одним ярким тоном краски, однообразие которой неприятно режет глаза, то смягчить общий тон можно только примесью краски дополнительнаго цвета. Так, например, при цвете краснаго дерева (Maxagoni), смягчение тона делают оливково-зеленым цветом. Точно так же при ярко-зеленом цвете смягчение делается примесью небольшого количества краснаго и т.д.

Примесь черной краски никогда не даст хороших результатов, так как вызовет только загрязнение первоначальнаго тона краски, а не смягчения его, чего не может случиться от смешения с дополнительным цветом.

Чтобы облегчить составление разных оттенков красок, известная фабрика Richtera выпустила набор цветных протрав, состоящий из 12 колеров и этого вполне достаточно для всех случаев практики любителя искусства, но совершенно не может удовлетворить ремесленников-профессионалов, которые должны считаться и с ценой. — Теперь, кроме Рихтера, цветныя протравы готовят и другие фабриканты, по качеству нисколько не уступающия рихтеровским, а по цене — даже несколько сходне.

Протравы

Протравы в водяном растворе гораздо лучше и красивее спиртовых, кроме того, в большей части случаев оне почти совершенно не линяют от действия солнечных лучей. Протравы можно разбавлять водой, для получения более светлых оттенков, или же смешивать между собою — чтобы получить новые тона, числу которых нет счета.

Только в крайних случаях пользуются покупными готовыми протравами, неразбавленными: растворы их настолько густы, что даже при значительной прибавке воды, все еще красят очень сильно. Несколько фарфоровых блюдечек, какия обыкновенно употребляются для разводки туши, существенно облегчат смешение протрав, и получение проб для выбора наиболее подходящаго составного тона.

Когда выбран надлежащий тон смеси, в другом сосуде приготовляют такое же его количество, которое потребуется для окраски даннаго предмета. Чуточку больше приготовить можно, но готовить в запас не годится.

Окраска всегда делается при помощи кисти, причем, кисть напитывают протравой очень скудно, и лишь таким количеством раствора, чтобы на дереве оставались чуть влажные следы. Если сила окраски окажется недостаточной, то после просушивания можно окрашивать вторично, третично, и т.д. Этим путем можем достичь не только желаемой густоты окраски, но также и равномерности ея наложения.

Отделка

Когда резьба протравлена, т.е. окрашена как следует, ее необходимо тщательно просушить, на что требуется не менее однех суток, а затем сообщить изделию некоторый лоск. Этот лоск может быть наведен разными способами. Лучше и красивее всего будет покрыть лоском — навощить.

С этой целью переносят отделываемый предмет в теплое помещение, и кроют готовым составом «мебельнаго воска» (продается в тюбиках), при помощи твердоволосой щетки или чистой тряпочки, сильно втирая. — Спустя час или два, воск глубоко впитается в дерево. Тогда как чистят поверхность дерева обыкновенной платяной щеткой до тех пор, пока воск разровняется вполне, под действием теплоты трения, и вся поверхность резьбы приобретет разнохарактерный матовый вид. К сожалению, такого рода отделка не может считаться прочной, потому что красивый мат скоро исчезает, а капли воды так даже оставляют на поверхности дерева некрасивыя, более светлыя пятна. Чтобы закрепить мат, надо дважды или трижды покрыть всю поверхность изделия сильно разбавленным копаловым лаком. С этой целью уминают руками ватный комок, напитывают его довольно скудно копаловым лаком, покрывают чистым льняным лоскутком, и тампонируют им поверхность резного украшения. При этом желательно, чтобы лак затек во все неровности и углубления резьбы, но не скоплялся в них в таком количестве, чтобы появился лоск, свойственный лакированным предметам.

Патинировка

К плоской резьбе по дереву очень идет модный способ отделки, называемый патинировкой. Для этой цели имеются специально приготовленныя сухия краски, при затирании которыми получается как бы засорение известных мет резьбы, что сообщает всей работе отпечаток старости, так называемую патину времени. Патинирование делается чрезвычайно легко и просто: после того, как вся резьба отделана, навощена и протерта щеткой, стирают на куске стекла готовой патиновой краски с небольшим количеством шеллачной политуры (раствором шеллака в спирту), для получения довольно жидкаго теста, которым затем, испытания ради, кроют на пробу кусок дощечки. Если после просушки цвет патины оказался подходящим, то приступают к отделке настоящей резьбы, причем посредством жестковолосатой кисточки или шерстяным лоскутком кроют углубленныя места, а затем сильно растирают полотняным лоскутком, стараясь сделать самый плавный переход между покрытыми и непокрытыми патиной местами. Значит, кроют патиной только такия углубления резьбы, которыя со временем сами затянулись бы бурой коркой.

Цвет патины надо выбирать осторожно и осмысленно. Так, например, темный орех (или окрашенное под орех дерево) надо патинировать умброй, темное красное дерево — буро-красной патиной, темно-моховый цвет — светло-зеленой патиной и т.д. Красиво также бывает контрастное патинирование, как, например, цвет дубоваго дерева сочетать с моховой зеленой патиной, цвет краснаго дерева — с сине-зеленой патиной и т.д. Если вникнуть в сущность патинирования, то оно возрастет почти в самостоятельное декоративное искусство.

В заключение

В заключение прибавим несколько слов о том, как скорее и лучше можно изучить резьбу по дереву, и не делать массы непроизводительных промахов с первых же шагов. Не хватайтесь сразу за большую, сложную работу, а выберите какую-нибудь безделушку из богатого сортамента готовых образцов, но уже старайтесь так отделать все мелочи, чтобы не представлялось надобности в малейших поправках. Конечно, прежде надо работу обдумать хорошенько и поставить себе несколько вопросов, ответить на которые не словами, а работой, необходимо с возможно строгой педантичностью. По готовым образцам будете работать много смелее, потому что покупное портить не так обидно, как свое собственное. Опыт приобретается особенно легко теми лицами, которыя умеют хорошо рисовать. Но, утверждаем, что плохими инструментами решительно ничего не сделаете: нужно, чтобы инструменты были высшаго качества, легко принимающие наточку и долго сохраняющие остроту.

Свободный перевод с немецкого со многими дополнениями М. А. Нетыкса, 1910 год

Голосов еще нет