Столик в японском стиле

Мебель ручной работы ценилась во все времена, а имена талантливых мастеров переходили из уст в уста. Мастера, в свою очередь, бережно хранили секреты и не каждому поведали бы тонкости процесса превращения дерева в произведение искусства. Алексей Волков — деревянных дел мастер — секретов не таит. Он рассказал об истории создания одной из своих многочисленных работ — журнальном столике в японском стиле.

Меня с детства завораживала мысль о том, что я могу сделать что-то своими собственными руками. Пожалуй, это у меня в генах. Оглядываясь в прошлое, вспоминаю, как разглядывал инструменты своего дедушки — стамески, лобзики, молотки, и как получал ремня, если разбрасывал их по всей нашей даче. С тех пор инструменты у меня хранятся в специальных ящиках — это существенно работу облегчает.

Журнальный столик с веткой сакуры на ножках и нижней столешнице стал одной из первых крупных работ. Сначала появлялись небольшие шкатулки, подставки, подсвечники, затем стали появляться лавочки, столики, дачные кресла. Постепенно накопился и инструмент — электролобзик, шуруповерт, шлифовальная машинка, фрезерный станок. Мастерская заполнилась различными материалами — брусками дерева различных пород, фанерой разной толщины, даже тонкие бревнышки с корой — они служат прекрасным декором для садовой мебели.

Сначала — проект

Для создания столика понадобилось несколько сосновых брусков — для ножек, основания столешницы, перекладин, фанера для декоративной нижней части столешницы и стекло — для верхней. Работа начинается с проектирования. Можно по старинке, на бумаге, а можно использовать специальные программы. Столик появился в одной из таких программ, со всеми размерами и даже трехмерной проекцией.

Подготовка материала

Древесина для столярных работ должна быть хорошо просушена, иначе со временем готовое изделие может подвергнуться деформации и потерять свой первоначальный вид. Удобнее всего купить готовые струганные бруски, они уже отлично подготовлены к дальнейшей обработке. Однако выгоднее заготовить сырье самостоятельно, правда, еще несколько месяцев оно будет «зреть» — тщательно высушиваться. Прежде чем приступать к выпиливанию, стоит напомнить о необходимости несколько раз все проверить. «Семь раз отмерь — один отрежь», как говорится в народной пословице. Или, в нашем случае, отпили.

Дерево — материал ценный, поэтому лучше не торопиться брать в руки инструмент, а лишний раз сверить расчеты и разметку. Когда будут готовы ножки, перекладины и основание столешницы, можно приступить к выпиливанию фанеры. Удобнее всего наметить линии на малярном скотче. Во-первых, это удобнее — с бумажной основы легче удалить неверную линию, во-вторых, это обезопасит материал от сколов, которые могут возникнуть, если распиливать его домашним электролобзиком.

Проверить конструкцию

Не стоит торопиться сразу же соединять все части стола, лучше несколько раз проверить, насколько хорошо и правильно они подогнаны. Обязательно нужно убедиться: ровно ли стоят ножки, тщательно ли прилегает столешница, нет ли зазоров. Сделать это можно на идеально ровной поверхности, при помощи строительного уровня. На данном этапе можно будет отметить свои погрешности и исправить их. Когда черновик стола идеально подогнан на ровной поверхности, можно переходить к следующему этапу работ.

Шлифовка

Перекладины нижней части столика декорированы простой резьбой, которую можно сделать при помощи фрезерного станка. Ножки, перекладины, основания столешницы необходимо отшлифовать целиком. Поскольку шлифование — это снятие поверхностного слоя древесины, не лишним будет еще раз проверить, будет ли столик устойчивым и ровным. Если образовались какие-либо перекосы, к примеру, с одной ножки сняли чуть больше, чем с другой, нужно исправить неровности и переходить к тонировке.

Полировка

Темный цвет древесины получен с помощью тонированного антисептика, в данном случае покрытие получилось под палисандр. Все части столика следует аккуратно протереть чуть влажной тканью, чтобы удалить пылинки. Антисептик наносится при помощи широкой кистью в три слоя с промежуточной сушкой в хорошо проветриваемом помещении. Неровности и бугорки, возникшие при налипании мелкой пыли, можно удалить при помощи стальной шерсти — отличного средства для полировки поверхностей.

Не отступать от плана

Тонированные и просушенные детали готовы к сборке. Тут важно держать чертеж как можно ближе к работе. В процессе работы можно увлечься, подумать, что вот эта деталь точно должна быть здесь, а на чертеже она в другом месте. Лучше подстраховаться и почаще заглядывать в проект. В первую очередь к ножкам следует прикрепить брусок, формирующий основание столешницы — более короткую часть конструкции. Для этого я использую уголки в тон дереву и саморезы. Затем таким же образом крепится брусок, формирующий нижнюю горизонтальную плоскость столика. Аналогично собирается весь «костяк» стола, сверяется с чертежом. Когда опорная часть готова, можно закрепить перекладины нижней части столика при помощи столярного клея с высокой степенью влагостойкости. Также закрепляются и перекладины верхней части столика — находящиеся непосредственно под столешницей. После этого можно закрепить фанеру. Когда все детали оказались на своем месте, столик оставляется для просушки.

Дело за малым — декорировать стол. Ветка сакуры, растущая по ножке стола, заходящая на основание столешницы и цветущая в ее центре, выполнена в смешанной технике — роспись и декупаж (это техника декорирования предметов при помощи мотивов из простых бумажных салфеток).

Художественные элементы

Для декорирования этого столика понадобилась одна салфетка, клей ПВА, акриловые краски, кисти и акриловый лак. Маленькими ножницами нужно вырезать подходящие цветки, затем отделить самую тонкую — верхнюю часть бумажной салфетки, разместить их на поверхности столешницы. В серединку каждого бумажного цветочка капнуть капельку клея ПВА и распределить клей от центра к краям. Чем меньше мотив — тем легче, на поверхности салфетки образуется меньше морщинок. Впрочем, их можно аккуратно удалить с помощью мелкой шкурки. Когда цветки будут приклеены, можно приступать к рисованию ветки сакуры. Нужно помнить, что столик венчает затемненное стекло, а значит, краски следует выбрать чуть ярче. Темной краской (подойдет темно-коричневый цвет) проводится линия ветки — у сакуры она неровная, с изломами и узелками. Оттенить ветку лучше всего более светлой краской (коричневой, смешанной с небольшим количеством желтого или охры), а выделить кору — при  помощи самой тонкой кисти и светлой охры. На столешнице сакура нарисована под порывом ветра — поэтому цветки направлены в одну сторону, и с них срывает лепестки. Цветки следует дополнительно оттенить белой и нежно-розовой краской, прорисовать серединки, а также нарисовать сорванные лепестки.

На ножке стола нарисован тонкий ствол, а в месте соединения с основанием столешницы из него растет ветка. Здесь уместно использовать несколько более темные тона, поскольку ничто не будет затемнять и приглушать тона — можно постараться изобразить дерево реалистичным. Цветки сакуры сделаны по аналогии с украшением столешницы. После того, как все приклеено и нарисовано, широкой мягкой кистью наносится акриловый лак, не менее 5–7 слоев с промежуточной сушкой.

Помните: недосушить слой лака опасно для изделия! В случае, если предыдущий слой недостаточно высох, нанесение нового приведет к образованию комков. После 5 слоев лака нужно аккуратно отшлифовать поверхность при помощи стальной шерсти.

Последний шаг

Стеклянную столешницу можно заказать в любой подходящей компании, занимающейся зеркалами и стеклами. По задумке, темный стол должна украшать столешница из дымчато-серого стекла. Закрепить стекло можно с помощью универсального прозрачного клея.

И глаз радует, и в быту полезен

Столик в японском стиле, сдержанный и элегантный, стал настоящим украшением дома. Приглушенное стекло выполняет важную миссию — скрывает сердце столика — под своими отблесками. Нижние перекладины служат прекрасной полочкой для журналов и газет, а пространство между стеклом и фанерой — своеобразной фоторамкой, там можно хранить фотографии и приятные заметки.

Алексей Волков, фото автора

stolik 4
stolik
stolik 2
stolik 1
stolik 3
Голосов еще нет