Моделирование в плоской резьбе

На поверхности выступов, изображающих собою листья или цветки, делают срезы, углубления, намечают выпуклости и пр. — одним словом, стараются приблизиться к действительной форме, встречающейся в природе, но только несколько приплюснутой. Любительское ремесло располагает иным средством сообщения рельефности, а именно: глубоким пластическим выжиганием.

Это средство великолепное: выжигание граничит с художеством в самом благородном стиле. Резьба по дереву будет во многом уступать выжиганию, но можно оба рода работы сочетать вместе. Всю грубую часть работы — черновое оконтуривание и выемку фона — можно сделать резчицкими долотьями, а окончательную отделку — выжиганием.

Перевод на дерево

Прежде всего, рисунок переводят на дерево, а затем оконтуривают долотьями на глубину около 3 миллиметров. Теперь приступают к пластицированию. Опытный работник делает это отчасти по рисунку, а отчасти по памяти. Менее опытный раздобывает натуральные, живые листья и старается копировать с них, но это не всегда возможно. Поэтому советуем предварительно вылепить листики из глины или пластилина, а затем копировать уже с них. При лепке легко делать разные поправки и дополнения — на это жалеть времени нечего. Иглы на плодах каштана могут быть оконтурены простым нажимом при вертикальной постановке остроугольной проборки, а затем при округлении плода долотьями выступят наружу.

Вырезка жилок

Теперь приступают к старательной наметке и вырезке жилок на листиках. Жилки могут быть сделаны двумя различными способами. По первому способу их вырезают посредством остроугольной выборки, и тогда все нервы и жилки листиков представляются в виде более или менее глубоких (а стало быть, и разной ширины) остроугольных канавок. Это более простой, но зато менее натуральный способ, употребительный для невзыскательных работ. Гораздо красивее и натуральнее, если жилки выступают на поверхности листика в виде низеньких валиков. В этом случае листикам сообщают предварительный рельеф, а затем выборкой обходят каждую жилку с обеих сторон, то есть выбирают мелкие канавки. Теперь остается со всей поверхности листка снять тонкий слой дерева, можно будет увидеть, что все жилки выступят наружу вполне явственно. Конечно, такой прием работы значительно труднее и многодельнее, но результаты заслуживают хлопот. Остается подрезать зубчики на листьях, чтобы они получились несколько острее. Отделать пуансоном, чеканкой или проборкой фон, и работу можно считать совершенно законченной. Этого рода мотивы приложимы решительно везде, и они заслонили собою в современном стиле все прежние орнаменты разных стилей. Целый ряд рисунков в тексте книги дает нам иллюстрацию сказанного, хотя идет несколько вразрез с высказанным автором мнением, а именно: все орнаментации слишком густы и перегружены деталями.

Пластика цветов

При пластицировании пользуются почти исключительно желобчатыми долотьями, но не зря, а выбирают их возможно наибольшей ширины, чтобы забирать стружку во всю ширину обрабатываемого места. Более узкие долотья всегда оставляют неровности, очень трудно изгладимые или даже совсем не подлежащие исправлению. Избежать этих неровностей совершенно невозможно, а потому-то и желательно работать широкими долотьями, так как явится возможность так соразмерить резку, чтобы неровности пришлись на местах перегибов лепестков или листиков, то есть они не испортят внешнего вида работы.

Никогда не следует забирать слишком тонкие стружки, потому что долото может сорваться, то есть выбиться наружу, и тогда на поверхности работы появится рубец. Резать вдоль волокон лучше всего, но это допустимо едва в редких случаях, по большей же части надо резать слегка наискось, чтобы не появлялось на поверхности заершин, а только самая незначительная матовость. В иных случаях смягчать работу, кое-где подправляя ее мелкими подпилочками, целые сортаменты которых имеются в продаже.

Послесловие

На дальнейших подробностях не останавливаемся, потому что их с первого же дня подскажет практика. К тому же тонкости эти не поддаются словесному описанию в такой мере, чтобы оно стало ясное и непреложное.

Когда ветка шиповника совершенно закончена и инструментами больше делать нечего, это еще не значит, что и работа была окончена. Иногда красота дерева вполне обеспечит эффект, но в начальных любительских работах потребуется искусственное оживление, то есть окраска в подходящие цвета разных частей ветки. Фон может быть протравлен в пепельно-серый цвет, лепестки шиповника — в розовый, чуть переходящий в розово-красный. Сердцевина цветков — в желтый цвет, пыльники — тоже в желтый, только их нужно чуточку позолотить, листики — в густо-зеленый цвет, а стебель — в зеленовато-коричневый.

В таком виде работа может служить дверной филенкой для шкафчиков или же крышкой для ящиков.

Свободный перевод с немецкого со многими дополнениями М.А. Нетыкса, 1910 г.

rezba
Голосов еще нет